Книга раскрывает гуманистическое, толерантно-плюралистское учение Корана о религиозном разнообразии, отношении к иноверцам и принципах ведения межконфессионального диалога. Критике подвергаются радикально-экстремистские интерпретации коранических установлений относительно джихада и войны. Вопреки утвердившимся воззрениям, автор показывает, что мусульманское Писание не устанавливает какой-либо меры наказания за перемену вероисповедания и фактически отменяет смертную казнь.
Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор философских наук, профессор Тауфик Ибрагим представил свою фундаментальную книгу «Коранический гуманизм». Труд, вышедший в Издательском доме «Медина» был презентован в Санкт-Петербурге в рамках II Международной научно-образовательной конференции «Бигиевские чтения» по теме «Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления».
Настоящая книга представляет собой первую часть исследования, посвященного раскрытию гуманистических аспектов коранического послания, которые, значительно опередив свое время, не были вполне адекватно освоены со стороны большинства традиционных/средневековых богословов.
«Кораническое послание учит о человечестве как о единой семье, провозглашает национально-этническое многообразие и религиозно-конфессиональный плюрализм Божьим предначертанием, заповедует свободу совести и вероисповедания. В нем нет места для „священной войны“ во имя распространения веры. Предельно сужая круг уголовно наказуемых грехов, мусульманское Священное Писание фактически отменяет смертную казнь, — пишет автор в предисловии к изданию, — Однако многие из этих установок были существенно затемнены средневековыми толкованиями и наслоениями, а в ряде случаев имел место возврат к суровым нормам уголовного права, от которых само Писание отказалось».
Как говорит профессор Тауфик Ибрагим, раскрывая подлинную, толерантно-гуманистическую интенцию коранического учения, предлагаемые вниманию читателя очерки призваны содействовать не только восстановлению исторической правды, но и развенчанию широко распространенных в обществе (и отчасти среди самих мусульман) стереотипов о жестокости/нетерпимости ислама, а также идеологическому разоружению выступающих от его имени ригористов, фанатиков и обскурантов.
Он напоминает, что на протяжении всей истории ислама были ыслители, которые отстаивали высокие толерантно-гуманистические идеалы коранического/пророческого ислама. В Новое время именно российские мусульмане острее всех осознавали величие и актуальность этих идеалов. В частности, богослов Муса Бигиев в начале XX в. выступил ярким поборником концепции «всеохватности Божьей милости», которая была поддержана некоторыми мусульманскими учеными, в том числе Ризой Фахретдиновым, подчеркивавшим судьбоносное значение этой концепции для будущего как российского, так и вообще мирового ислама.
В качестве эпиграфа к своему новому труду ученый выбрал высказывание Мусы Бигиева: «Меня побуждала к действию надежда показать истинную основу и священную возвышенность ислама».