В 2006 году вышла в свет книга Самера Аккача «Космология и архитектура в традиционном исламе: архитектурное прочтение мистических идей» («Cosmology and Architecture in Premodern Islam: An Architectural Reading of Mystical Ideas»).
Самер Аккач — профессор архитектуры и директор-основатель Центра азиатской и ближневосточной архитектуры (CAMEA) при Университете Аделаиды (Австралия). Родился в Дамаске (Сирия), где он вырос и завершил свое высшее образование в области архитектуры, прежде чем переехать в Австралию; закончил аспирантуру в Сиднее. Ведущий исследователь, чья междисциплинарная сфера охватывает несколько областей, включая историю и теорию архитектуры и ландшафта, интеллектуальную историю арабо-исламской и османской традиций в ранний современный период, историю исламской науки, социально-урбанистическую историю ближневосточных городов, а также исламскую космологию, философию и мистицизм. Получил несколько престижных наград за свою преподавательскую и исследовательскую деятельность.
Аннотация. Представленное читателю увлекательное междисциплинарное исследование раскрывает связи между архитектурой, космологией и мистицизмом. Автор демонстрирует, как упорядочение пространства в ранней исламской архитектуре отражает трансцендентальное и возвышенное. Книга содержит много новых переводов, ряд неопубликованных источников и множество иллюстраций.
Обращаясь к широкому кругу мистических текстов и уделяя особое внимание трудам великого суфийского шейха Ибн Араби, Самер Аккач вводит понятие «пространственной чувствительности» («spatial sensibility»), которое формируется религиозными представлениями о времени и пространстве. Религиозные представления о космосе, географии, человеческом теле и сконструированных формах основаны на устойчивой пространственной чувствительности, закрепленной в средневековом геоцентризме. В нашей геометрически определенной и упорядоченной вселенной ничто не находится в изоляции или же в двусмысленности; все взаимосвязано и тщательно расположено в сложной иерархии. Благодаря детальному отображению этого запутанного порядка, книга показывает значение этого способа видения мира для тех, кто жил в раннюю исламскую эпоху и повествует о том, как космологические идеи стали проявляться в зданиях и пространствах их повседневной жизни.
Это очень оригинальная работа, которая дает важную информацию об исламской эстетике и культуре, об истории архитектуры, а также об отношениях искусства и религии, творчества и духовности.