В 2004 году в издательском доме Раутледж (Великобритания) вышла в свет книга Яна Алмонда «Суфизм и деконструкция: сравнительное исследование Жака Деррида и Ибн Араби» («Sufism and Deconstruction: A Comparative Study of Derrida and Ibn ’Arabi»).
Ян Алмонд — доцент кафедры английской литературы в Университете Босфор (Стамбул, Турция). Преподавал курсы «Образ ислама в западной традиции» и английскую литературу в нескольких университетах, включая Эдинбургский Университет (Шотландия), Свободный Университет (Берлин, ФРГ), Европейский Университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере, ФРГ), Университет Бари (Италия). Автор нескольких популярных книг, таких как «Новые ориенталисты» («The New Orientalists», 2007), «История ислама в немецкой мысли: от Лейбница до Ницше» («History of Islam in German Thought: From Leibniz to Nietzsche», 2009), и военной истории мусульмано-христианских союзов «Две веры, одно знамя» («Two Faiths, One Banner», 2008). Автор более сорока статей в ведущих мировых научных изданиях. Книги Яна Алмонда переведены на несколько языков, включая арабский, турецкий, персидский, корейский, индонезийский, боснийский и др.
Аннотация. Рассматривая ряд общих черт в работах Жака Деррида и суфизма Ибн Араби, считающегося одной из наиболее влиятельных фигур в исламской мысли, автор обращается к необъяснимому отсутствию внимания к соотношению между исламом и главной философской концепцией Деррида — деконструкцией. Представляя деконструктивный взгляд на учение Ибн Араби, книга содержит следующие характерные особенности:
— противодействие систематизации представлений о Боге/ реальности/тексте;
— повторяющийся акцент на радикальной немыслимости Бога и текста;
— общую концепцию рационального мышления как ограничивающего, превращающего в товар (коммодифицирующего) и в конечном счете иллюзорного — и последующую оценку «растерянности» как ведущей к более высокому состоянию знания;
— позитивную веру в бесконечную интерпретируемость текста;
— недоверие к репрезентации и осознание ее семантической бесполезности;
Эта книга будет незаменимым чтением для студентов продвинутого уровня подготовки и преподавателей религиоведения, арабистики и исламоведения, а также для тех, кто интересуется работами Деррида и Ибн Араби.