В 2009 году в издательском доме Раутледж (Великобритания) вышла в свет книга Авиталь Вольман и Дэвида Барелла (в качестве переводчика) «Ал-Газали, Аверроэс и толкование Корана: здравый смысл и философия в исламе» («Al-Ghazali, Averroes and the Interpretation of the Qur’an: Common Sense and Philosophy in Islam»).
Авиталь Вольман — профессор и старший преподаватель философии в Еврейском Университете (Израиль). Научные интересы сосредоточены на античной и средневековой философии.
Дэвид Барелл — профессор этики в Университете мучеников Уганды (Уганда) и почетный профессор в Университете Нотр-Дам (США). Перевел ключевые труды ал-Газали и исследовал философские измерения человеческой и божественной свободы в авраамических религиях.
Аннотация. В книге рассматриваются противоположные интерпретации ислама и Корана Аверроэсом (он же — Ибн Рушд) и ал-Газали, как способ помочь читателю разобраться в существующих в каждой из авраамических религий тупиковых ситуациях. Несмотря на то, что полемика этих двух мыслителей традиционно изображалась как своего рода «битва между философией и теологией», представленная работа показывает, что Аверроэс был значительно более религиозным, а ал-Газали, в свою очередь, значительно более философским, чем принято считать.
Книга прослеживает взаимодействие между двумя мусульманскими мыслителями, показывая, что они одинаково убеждены в существовании Книги, в которой Бог открывается для постижения его разумными существами, которым Он дал заповеди. Также оба философа схожи в признании исламского общества совершенным, безупречным. И все же, их мнения по поводу правильного толкования Священной Книги разнятся. С этой точки зрения их дискуссия не касается контраста между философией и религией или между разумом и откровением, столь характерного для средневековья, а скорее исследует различия, лежащие в основе философского спора в наши дни: существует ли такой формат дискурса, который будет способствовать взаимопониманию между людьми, позволяя им участвовать в дебатах?
Такое толкование священных текстов иллюстрирует, каким образом религиозная практика может формировать у верующих понимание священных текстов и как философские интерпретации могут быть изменены религиозной практикой. Более того, поскольку такого рода исследования характеризуют каждую авраамическую традицию, можно ожидать, что это будет способствовать межконфессиональному общению и изучению религиозных путей повышения терпимости между другими верующими.