В 2005 году вышла в свет книга «Правление Бога — государство и ислам: шесть веков средневековой исламской политической мысли» («God’s Rule — Government and Islam: Six Centuries of Medieval Islamic Political Thought») Патрисии Крон.
Патрисия Крон — американский историк, специалист по ранней истории ислама. Почетный профессор Института перспективных исследований в Принстоне (США).
Получила степень доктора философии (PhD) в 1974 году в Лондонском университете.
Аннотация. Представленная работа Патрисии Крон — это фундаментальная реконструкция и анализ исламской политической мысли, сосредоточенный на ее интеллектуальном развитии в течение шести веков с момента возникновения и подъема ислама до периода монгольских завоеваний. Основываясь на широком многообразии первоисточников, многие из которых до этого не рассматривались с точки зрения политической мысли, автором впервые анализируются средневековые реакции и ответы мусульман на вопросы, имеющие решающее значение для любого «западного» понимания ближневосточной политики сегодня. Почему государство необходимо, какие функции оно призвано выполнять, должно ли государство основываться на религиозных законах и почему?
Характер мусульманской политической мысли принципиально отличается от ее западного аналога. Христианский Запад исходил из убеждения, что истина (как познавательная, так и нравственная) и политическая власть принадлежат к разным сферам. В конечном итоге и сила, и истина произошли от Бога, но они имели особые исторические траектории и регулировали различные аспекты жизни. Мусульмане же исходили из противоположного убеждения: истина и сила появились в истории одновременно и регулировали одни и те же аспекты жизни. В средневековой Европе разногласия по поводу взаимоотношений религиозной и политической власти приняли форму затяжного спора относительно роли церкви и государства. На средневековом Ближнем Востоке религиозная и политическая власть были встроены в ставшее единым целым, санкционированное Богом мусульманское сообщество — общину и государство. Таким образом, разногласия приняли форму затяжного противоречия в отношении природы и функций руководства самого ислама.
Патрисия Крон делает исламскую политическую мысль доступной, связывая ее с контекстами, в которых она была сформулирована, анализируя ее в терминах, знакомых сегодняшнему читателю, и, где это возможно, сравнивая ее со средневековой европейской и современной политической мыслью. Исследуя идеологическую точку отсчета для средневековой исламской политической мысли, автор закладывает неоценимую основу для лучшего понимания современной ближневосточной политики и текущих мировых событий.