«Ислам у степных ногайцев» (М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2008)
Ислам является фактором, объединяющим всех тюрок со времени взятия Дербента арабами в середине VII века и официального принятия Ислама волжскими булгарами в 922 г. Эти два исторических события послужили источником распространения Ислама на всей территории современной России, они же почитаются отечественными мусульманами как главные исторические вехи исламизации народов, проживающих на евразийских просторах территории современной России.
Мне же было интересно читать новую монографию Ахмеда Ярлыкапова вдвойне. С одной стороны, книга заинтересовала меня как исламоведа. С другой стороны, я, как нижегородский татарин, знаю о предположениях относительно того, что одно из наиболее крупных сел нижегородской области - Сафаджай (сов. Красная Горка в Пильнинском районе) было основано в 1451 г. перекочевавшими ногайцами. По этим двум причинам я не мог отказать себе в возможности поближе узнать о своих, возможно, собственных предках – «нугайлар».
А.А. Ярлыкапов – к. и. н., научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, занимается изучением этнографии (этнологии и антропологии) народов Северного Кавказа и Дагестана, религиоведением, исламоведением, современными этнополитическими и этно-конфессиональными процессами на Северном Кавказе. Ему принадлежит множество трудов и публикаций по этим темам. Книга «Ислам у степных ногайцев» стала его первым крупным монографическим изданием.
Исследование вышло в свет весной 2008 г. Проведенный исторический анализ духовного, общественно-национального развития степных ногайцев представляет собой попытку комплексного рассмотрения доисламских религиозных верований этого народа, степени его исламизации, роли традиций и обычаев в его жизни. Ногайцы сохранили свой язык и всегда следовали религиозно-правовой школе имама Абу Ханифы (ханафитский мазхаб), живя среди большинства иноязычных народов Северо-Восточного Кавказа и приверженцев шафиизма.
Особенно интересным мне показалось утверждение автора о том, что собственно исламские традиции могут выступать в качестве этнодифференцирующего фактора.
Для этого были собраны и изложены все доступные на сегодняшний день источники, привлечен богатый архивный материал. Рассматривая проблемы современного религиозного развития у ногайцев, автор охарактеризовал общую религиозную ситуацию, дал анализ наиболее болезненным вопросам, поставленным современностью перед верующими: проблему выбора мазхаба, фундаменталистской и традиционалисткой перспектив религиозного развития и проблему отсутствия единого духовного центра. Солидная часть книги посвящена также доисламским верованиям степных ногайцев. Это весьма интересная часть исследования, продиктованная необходимостью лучшего понимания описываемого явления. Он пробуждает особый читательский интерес, наводит на размышление о судьбах ислама в России, о его «этнических» версиях.
Бурный подъем Ислама после перестройки дал толчок новому этапу изучения его развития в России. Россия многонациональная, многоконфессиональная страна и изучение истории каждого ее народа, особенностей национального развития лишний раз помогает избежать серьезных конфликтов. Как говорят у ногайцев: «Тарихын белмягян кешенен килячяге юк» - «Кто не знает свою историю, у того нет будущего».
В настоящее время появилось множество исследований, связанных с Исламом. Ислам как предмет стал популярной, если не сказать, «модной» в наше время темой исследовательских усилий. Сейчас открываются целые направления исламских штудий, как в России, так и за рубежом, защищаются диссертации. На фоне этого исламоведческого «бума» работа А.А. Ярлыкапова стоит несколько особняком. Сделанная в лучших традициях исторической школы русской этнографии, она сочетает достоинства скрупулезно детализированного исследования с возможностью широких обобщений и теоретических выводов. Но главное, эта книга открывает новые исследовательские горизонты. Книга «Ислам у степных ногайцев», написанная о народе, оставившем свой широкий исторический след в Евразии, обращена в будущее – к народу, который и сегодня продолжает сохранять свое прошлое и искать свое достойное место в современном мире.
Ильдар Нуриманов
IdMedina