Биография Габдуллы Сулеймани характерна для родов имамов, улемов и мударрисов Волго-Уральского региона. Они чувствовали себя как дома от бассейна Оки до Уральских гор. Его дед Абдулгаллям б. Абдулкадыр б. Сулейман аш-Шарифи ас-Сабави (ок.
Сайфуддин б. Абубакир б. Салим аш-Шинари был родом из д. Большой Шинар Мамадышского уезда (ныне Сабинский район Татарстана). Его учителями были казый ОМДС Абдулхалик б. Агзам ат-Тенеки, Абдуррахман б. Мухаммадшариф аль-Кирмени, Ибрагим б. Худжаш альКазани в Казани, в Бухаре — Мухаммадгата аль-Бухари, в Кабуле — шейх Фаезхан б. Хозурхан аль-Кабули. Его учениками были ряд известных мударрисов: Фахретдин б. Сайфуддин б. Субханкул аль-Кичучати (отец Ризы Фахретдина), Рамкул б. Максуд б. Мухсин аль-Иштиряки в Иштеряково, Абдулгафур б. Абдулманнан аль-Чистаи, Ярулла б. Бикмухаммад б. Биктимер аль-Ишки ас-Сатыши в Сатышево, Абдуллатиф б. Абубакир аль-Юлыки в Юлуке. Отправившись в 1823 г. в хадж, он сделал своим преемником внука Абдулгалляма б. Абдулкадыра б. Сулеймана аш-Шарифи ас-Сабави. Последнего на посту имама
Сам Сулеймани Габдулла (Абдулла б. Мухаммадхалиль б. Абдулгаллям б. Абдулкадыр б. Сулейман — Сулейманов Абдул-Мухамет Халилович) родился в Б. Сабах, в Казани учился в медресе «Мухаммадия» и стал мюридом Г. Баруди (см. статью). По окончании обучения занял место отца и стал
На II Всероссийском Мусульманском съезде в Казани в 29 июля 1917 г. членом президиума съезда от духовенства казый Г. Сулеймани. В своем докладе от имени ЦДУМ он проанализировал его деятельность в послереволюционный период. Он заявил, что в соответствии с постановлениями Московского съезда в мае 1917 г., уравнявшего права женщин и мужчин в сфере семейного права, Собрание упорядочило вопросы брака и развода. Оно столкнулось с ситуацией, когда «в некоторых местностях народ восстал против крайне консервативного духовенства, а в других местах — наоборот, не любит, что духовенство слишком либеральное». Сулеймани отметил, что в правовом положении женщин сложилось критическое положение. Он констатировал: с одной стороны вышеупомянутые постановления Московского съезда, «с другой стороны Шариат и Коран... Со всех сторон эти постановления опротестовываются, и даже по этому вопросу прибыла делегация военных. Некоторые военные в Уфе из мечети выгнали женщин». Г. Сулеймани отметил, что эти радикалы даже не отреагировали на замечания имамов, что пребывание женщин в мечети не противоречит нормам Корана.
Г. Сулеймани от имени Собрания призвал внести изменения в постановления Московского съезда, особо отметив, что вопросы норм Шариата должны решаться только Духовным Собранием, а не голосованием на съездах. Поправка Сулеймани сводилась к констатации того, что женщины обладают всеми правами, содержащимися в Коране, а также всеми политическими правами и свободами. Вместе с тем, Духовное Собрание регулирует вопросы многобрачия и развода (талак), контролируя соблюдение прав женщин. Вопросы же свидетельствования (шахада) и наследования (мирас) должны решаться по Корану. Против такого варианта выступили молодые социалисты, включая Мулланура Вахитова, Ильяса Алкина, Галимджана Ибрагимова и других. Позицию Сулеймани подержали муфтий Галимджан Баруди и ахун Белебея Джамалетдин Хурамшин. Поправка Духовного Собрания была отклонена большинством голосов, а его членов упрекнули в невыполнении решений съезда, на котором они были избраны. В ответ Сулеймани заявил, что в случае неприятии их поправки, Духовное Собрание в полном составе уходит в отставку. В итоге съезд покинули радикалы, а поправка Духовного Собрания была принята единогласно. Таким образом, имамы сохранили единство нации. Духовное Собрание донесло до общественных деятелей позицию большинства народа, которое выступало тогда против полного равноправия женщин.
В целом, участники съезда духовенства смогли противопоставить свою позицию в женском вопросе либералам. Но именно объединенное заседание казанских мусульманских съездов 22 июля 1917 г., включив муфтият, как один из назаратов (министерств) в Милли Идарэ (правительство национально-культурной автономии), фактически поставило духовную власть под контроль светской. Путем отказа от ряда либеральных положений, важнейшим из которых стало частичное ограничение женского равноправия, светским лидерам удалось заключить альянс с большинством духовных лидеров. Сулеймани сохранил пост казыя.
www.idmedina.ru