Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Габдулла Апанай (1862–1919) — потомок купцов, ставший лидером духовенства Казанской губернии
19.05.2020
Иллюстрация

Татарская буржуазия, получившая первоначальный капитал, использовала его для религиозной, образовательной и благотворительной деятельности. При этом имамами и мударрисами становились сыновья торговцев и промышленников. Классическим примером стало, когда два сына миллионера Мухаммаджана Галеева Галимджан и Салихджан (чаще известные как Баруди) стали казанскими имамами и мударрисами. Они совмещали религиозную деятельность с общественной, показывая глубокое понимание людей и навыки мобилизации средств на нужды уммы. Габдулла Апанай (Габдулла б. Абдул-Карим Апанаев) был улемом, мударрисом, религиозным и общественным деятелем, журналистом.

Апанаевы были родом из казанских купцов и предпринимателей, землевладельцев, общественных и религиозных деятелей. Родоначальником династии считается Апанай Хафиз (XVII в.), выходец из д. Янбулатово Лаишевского уезда Казанской губернии. В XVIII в. Апанаевы были включены в купеческое сословие. С именем Апанаевых связана старейшая мечеть Казани (наряду с «аль-Марджани»). После смерти строителя мечети Якуба Султангалиева в 1788 г. она стала финансироваться представителями этого рода, основанного прапрадедом Габдуллы — Исмагилом Апанаевым.

Исмагил Даудович Апанаев (1715–1794) стал крупным домовладельцем, занимался выделкой кожи. Имел трех сыновей, двое из которых стали основателями различных родов династии — Муса Исмагилович (1766–1827) и Юсуп Исмагилович (1770 — после 1825). Потомки первого и стали попечителями Апанаевской мечети. Юсуп Исмагилович стал купцом 2-й гильдии, один из крупнейших заводчиков Казани. Владел мыловаренным и тремя кожевенными заводами, в 1806–1814 гг. содержал Азиатскую типографию, первую с арабскими шрифтами в Казани. Из трех его сыновей наиболее известен Исхак Юсупович, купец 1-й гильдии, владелец мыловаренного завода в Казани. Его сыном был Абдулкарим Исхакович (5.4.1840–1893), купец 2-й гильдии. Его сыновьями были наш герой и Мухаммадбадретдин Абдулкаримович Апанаев (3.10.1867 — после 1937). Последний был купцом 1-й гильдии, владельцем мыловаренного завода, в 1898–1917 гг. гласным Казанской городской думы, а 1910–1917 гг. председателем правления «Общества пособия бедным мусульманам г. Казани», финансировал деятельность «Иттифак аль-муслимин». Мухаммадбадретдин Абдулкаримович выступал за открытие высшего светского учебного заведения для татар. Его отношения с властями обострились после того, как в октябре 1905 г. он участвовал в разоружении полиции, был выбран приставом Старотатарской и Новотатарской слободы Казани.

Сам Габдулла родился в Заказанье в селе Сосна Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Балтасинский район Татарстана) в семье казанского второй гильдии купца Абдулкарима Апанаева, занимавшегося в этом регионе торговлей, но постоянно проживавшего в Казани. В 1870 г. он начинает посещать занятия в медресе «Марджания». Впоследствии Габдулла стал зятем Шихабутдина Марджани, женившись на его младшей дочери Бибихаве. В 1880-е гг. он продолжил образование в Турции и Египте. Пройдя полный курс медресе, в 1890 г. Габдулла получил указ на исполнение должности второго муллы Юнусовской (Сеннобазарной) мечети. В 1895 г. знатные люди прихода постарались перевести Габдуллу на должность имам-хатыба (то есть главы махалли), но власти заблокировали это решение. Ранее роды Апанаевых и Юнусовых были в числе виднейших олигархических кланов татарской Казани. Но к концу XIX века в условиях упадка рода Юнусовых Апанаевы получили шанс резко увеличить свой вес.

Молодой имам приступил к реформе приходского медресе. Его важнейшим сторонником стал Ахмад-Хади Максуди — автор классических работ по догматике («Ибада Исламия») и шариату («Шариат Хукемнэре»), букварей («Мугаллим аввал» и «Мугаллим сани»). Максуди был основным корреспондентом и сотрудником Исмагила Гаспринского в Казани, что повлияло на вовлечение Апаная в ядро джадидского движения в Казани, а затем и на общероссийском уровне. Медресе Утямышевское (на Сенном базаре, Юнусовское) принадлежало 7-й Соборной («Сенной») мечети г. Казани. Двухэтажная кирпичная мечеть на углу Московской и Сенной улиц была построена в 1849 г. советниками братьями Юнусовыми. В 1871 г. имам-хатыбом стал ахун Хузиахмет Музафаров. В 1893 г. он был лишен должности имам-хатыба за обряд бракосочетания с несовершеннолетней девушки. Имамом остался 2-й мулла Габдулла Апанаев. Получив указ на должность 2-го имама мечети 15 декабря 1890 г., он, как соратник и единомышленник Г. Баруди, реформирует медресе и полностью содержит его на свои средства. При Апанаеве как заведующем медресе в 1895 г. указывается 44 учащихся, в 1905 г. — 246. 24 февраля 1897 г. имам-хатыбом был избран Шакир Хасанович Уразгильдеев (1861–1908), который остался лишь формальным главой прихода. В мае 1908 г. казанский губернатор выслал Г. Апанаева на 2 года в Вологодскую губернию, в 1908 г. умер и Ш. X. Уразгильдеев. 19 сентября 1908 г. старшим имамом избрали Мухаметтаиба Шигабутдиновича Алтынбаева (р. 13.03.1882), учился в старометодном медресе «Кышкар». Он ликвидировал в медресе все джадидские нововведения и перевел весь учебный процесс на старый метод обучения, а из учебной программы были полностью исключены светские науки. В итоге, 1916 г. в медресе осталось 40 учащихся.

Одновременно с реформой Габдулла-хазрат в 1902–1907 гг. возглавил Общество пособия бедным мусульманам г. Казани — единую благотворительную организацию столицы татар. Среди 87 аналогичных мусульманских благотворительных организаций России по величине капитала Общество занимало 1-е место. Оно вело активную социальную политику: содержало богадельню, приют для мальчиков с училищем, амбулаторию, родильный приют. Преимущественно для молодежи устраивались любительские спектакли, художественные вечера, массовые празднования Сабантуя, увеселительные прогулки. В 1914 г. в деятельность Общества было вовлечено 16,9% мусульман Казани. Г. Апанай сумел направить на пользу общества закяты казанских мусульман, которые по традиции, полагалось давать лишь конкретным людям. Он опирался в своих доказательствах на труды своего соратника, также члена ЦК партии «Иттифак аль-­муслимин», улема и мударриса Габдуллы Буби. В итоге закят в статье доходов благотворительного общества занял первое место.

В годы российской революции 1905–1907 гг. Габдулла-хазрат стал одним из основателей либеральной партии российских мусульман «Иттифак аль-муслимин», принял участие в разработке ее программы. Уже в начале революции он принял участие в прошедшем 10-15 апреля 1905 г. в Уфе при Оренбургском Магометанском Духовном Собрании под председательством муфтия М. Султанова «Улама жэмгыяте» («Общества улемов»). После закрытия совещания была создана комиссия по доработке петиции, в которую также вошел Г. Апанай. 12 мая 1905 г. петиция с сопроводительным письмом муфтия были направлены в МВД.

Г. Апанай был участником всех трех Всероссийских мусульманских съездов 1905–1906 гг. На III Всероссийском мусульманском съезде 1906 г. в Нижнем Новгороде он был избран членом президиума, председателем образовательной комиссии и членом комиссии по подготовке программы «Иттифака», а затем членом ЦК «Иттифака». Здесь он вступил в дискуссию с молодыми радикалами, аргументируя свою позицию обычно простым здравым смыслом. Лидер аграрных социалистов «тангчылар» писатель Гаяз Исхаки выступил лишь за избрание имама народом и назначение на должность учителя при прохождении соответствующего экзамена в школьной комиссии. Апанай заявил, что в таком случае необходимо как минимум 2000 учителей, но где их взять? Ведь правительственные учебные заведения выпускали по 15-20 учителей в год.

В состав возглавляемой казанским муллой и мударрисом Габдуллой Апанаем образовательной комиссии вошли представители мусульман Центральной России, Волго-Уральского региона, Северного Кавказа, Азербайджана Крыма, Казахстана и Туркестана, то есть всех основных мусульманских регионов Российской Империи. Комиссия приняла решение о введении всеобщего начального образования на родном языке. В средней школе языком преподавания становился литературный язык российских мусульман — «тюрки». Автономная мусульманская система образования была приравнена в правах к государственной и финансировалась государством и органами самоуправления — земствами. Местные общины контролировали школы. Главным методическим и аналитическим центром, контролирующим программы и учебную литературу, становился «Всероссийский Союз учителей» с его регулярными «Всероссийскими Съездами учителей». В крупных городах открывались мужские и женские учительские институты. Только медресе сохраняли статус духовных учебных заведения и переходили под контроль комиссии Духовного Собрания.

В Казани Апанай был избран членом казанского бюро «Иттифака». Он делал все возможное для развития просвещения, и в октябре 1906 г. вошел в комиссию по открытию учительской школы в Казани. Ее открытие стало бы выполнением резолюции Нижегородского съезда, но разрешение не было получено.

Апанай являлся издателем и редактором газеты «Азат» («Свободный», 1906), выходившей в свет под лозунгом «счастье в знании, просвещении, единении и союзе». В передовой статье первого номера недвусмысленно характеризуется выбранное изданием направление: «Верная своему призванию, газета будет бороться за процветание свободы, никогда не примирится с угнетением, бесправием, унижением и отсталостью народа, будет вести борьбу за предоставление равных прав всем национальностям». Однако позднее редактор не согласился с про-социал-демократической ориентацией журналистов (Галиаскара Камала, Хусаина Ямашева, Гафура Кулахметова), и издание было закрыто.

В 1908 г. по административному распоряжению казанского губернатора Габдулла-хазрат был отправлен в ссылку в Вологодскую губернию вместе с лидерами казанского бюро «Иттифака» Г. Баруди, С. Галеевым, Г. Казаковым. По возвращении из ссылки в 1910 г. он вновь оказывается в самом центре общественной жизни. Апанай избирается гласным городской Думы и там работает сразу в четырех комиссиях. Помимо этого, много времени посвящает любимому делу — просветительству.

7 марта в Большом театре Казани собираются представители студенческой молодежи, интеллигенции и буржуазии и создается Временный мусульманский комитет, 12 марта 1917 г. окончательно складывается руководство Казанского мусульманского комитета (КМК). Его председателем становится эсер Фуад Туктаров, заместителями председателя — Габдулла Апанай (от имамов) и Валидхан Таначев. 19 марта комитет образовывает комиссии: финансовую, юридическую, информационную и газетную, начинается посылка агитаторов по уездам для ознакомления с современным положением. В Тетюшский уезд отправляется Латыф Мустафин, а в Свияжский — Султан-Ахмет Габяши. Деятели КМК начинают готовиться к выборам в Учредительное Собрание.

24 марта 1917 г. в Казани собрание наиболее уважаемых членов-старейшин общины под председательством Г. Баруди (есть вариант Г. Апаная) приняло решение официально создать «Милли сермая» (Национальная казна), составившую 825.223 рубля на 27 марта. «Милли Сермая» возглавило бюро из двенадцати человек, первым из них назван Г. Апанай. На собрании он прямо призвал к сбору средств для распространения своих идей с целью провести своих депутатов в Учредительное Собрание. Он сказал, что если мусульмане не смогут решить свои проблемы, то им придется тосковать по временам старого правительства. В качестве примера он привел положение алжирцев во Франции, где либеральные режимы только уничтожали религиозные права мусульман.

На Всероссийском съезде духовенства в июле 1917 г. Апанай был избран в Центральное Бюро Всероссийского Союза Духовенства. В ноябре 1917 г. Милли Идарэ (Национальное Управление) назначило его мухтасибом Казанской губернии. Габдулла-хазрат от имени духовенства губернии, агитировал за формирование национальных воинских частей и создание Идель-Урал Штата, как субъекта Российской Федеративной Республики, провозглашенной Всероссийским Учредительным Собранием. Апанай резко протестовал против узурпации власти большевиками, разгона Учредительного Собрания и национальных организаций.

Обстоятельства казни Апаная малоизвестны. Он был расстрелян в качестве заложника 25 июля 1919 г. после убийства восставшими солдатами Татарского запасного батальона начальника политотдела Центральной Мусульманской Военной Коллегии (ЦМВК) Камиля Якуба. Его обвинили в поддержке правительства Учредительным Собранием — КомУЧа, в подготовке контрреволюционного мятежа и (совершенно бездоказательно) в соучастии в убийстве лидера мусульманских левых социалистов Мулланура Вахитова.

На фото: слева направо Г. Апанаев, Салихджан Галеев, Галимджан Галеев (Баруди), Халит Казаков. Вологда, 1908 г.

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.