Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Мухаммадкасим Салихов (1871–1954) — ректор старейшего медресе Казани, который превратил его в джадидское
17.05.2020
Иллюстрация

В цикл биографий, связанных с Рамазановскими чтениями, приходится опираться уже на имеющиеся достаточно детальные. Невозможно создавать детальное новое исследование каждый день, к тому же закрыты библиотеки и архивы. Единственным исключением здесь станет биография Мухаммадкасима Салихова. Она крайне скупа как в «Татарской энциклопедии», так и в словаре ИД «Медина», названному «Ислам в Татарстане». Однако на протяжении полувека, охватывая самые тяжелые годы борьбы с религией в СССР, он оказывал влияние на интеллектуальную жизнь мусульман Казани. Ныне покойный Шамиль Фатыхович Мухамедъяров рассказывал мне (А.Ю. Хабутдинову — примеч. ред.), что уже в послевоенные годы его отец Фатых Мухамедъяров обратился к своему бывшему мударрису с просьбой помочь сыну. Шамиль Фатыхович писал тогда кандидатскую диссертацию на тему «Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV — первая половина XVI вв.)» (судя по титульному листу рукописи, она была завершена в 1950 г.) и ему нужна была консультация с точки зрения шариатского права и помощь в работе с источниками на арабском шрифте. Книга увидела свет только в 2012 г. Так долго иногда идёт свет от улемов прошлого. Мы очень многое знаем о Галимджане-хазрате Баруди, но тому пришлось создавать медресе с нуля, параллельно к уже имеющемуся приходскому «Сагитовскому», что создало целый ряд конфликтов. Мухаммадкасим Салихов сумел реформировать старейшейшее медресе Казани, превратить его в джадидское, но не стать объектом репрессий для себя и ближайшего окружения. Поэтому рассказ о Касим-хазрате будет больше рассказом о его медресе «Касымия», чем о нем самом.

Медресе Апанаевское («Кул буе» «Приозерное», «Касымия») было медресе при 2-й Соборной (Апанаевской) мечети Казани. Его становление относится к 1770-м гг., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть. Годом образования прихода указывается 1767 г., а год открытия медресе по различным документам колеблется от 1771 г. (наиболее вероятно) до 1826 г. По характеристике Дж. Валиди, медресе занимало «самое первое место среди казанских дореформенных медресе», где «служили самые выдающиеся мударрисы (преподаватели)». Во второй половине XIX века медресе возглавлял Мухамадкарим б. Мухамадрахим ат­Таканеши (Мухамедрахимов, имам в 1838–1861 гг.), который учился у Абдуллы б. Яхьи аль-Чиртуши аль-Мачкарави, в Бухаре — у Салиха б. Надира аль­Худжанди. В 1861 г. Мухамадкарим б. Мухамадрахим отправился в хаджж. Его сменил Салахуддин б. Исхак аль-Казани (Исхаков), учившийся в Бухаре (имам с 1862 г., ум. 1875). Наиболее известным его учеником, также продолжившим образование в Бухаре, был Галимджан Баруди. Медресе считалось одним из самых престижных у мусульман внутренней России середины XIX в. В 1875 г. оно насчитывало больше 300 учащихся (официально 120). Салахуддин б. Исхак выступил противником «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 г. В них утверждалось, что конечной целью политики образования «всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом». Поэтому после его смерти власти не допустили избрания его брата Ахметши, жившего в Бухаре. На этом бухарская традиция в медресе прервалась. В 1876 г. на место имама и мударриса был выбран уже пожилой мулла из д. Большой Менгер Таджуддин б. Башир б. Надир (Тазетдин Баширов) (ок. 1813–1879), который учился у Баймурада б. Мухаррама и Исхака б. Сагида в Апанаевском в Казани, Абдуллы б. Яхьи в Мачкаре в Заказанье. При нем в медресе в 1876 г. был открыт русский класс (в 1897 г. — 20 шакирдов). В 1877 г. на деньги купца 2-й гильдии Ахмадзяна Рахматуллина по проекту архитектора П. И. Романова было выстроено современное двухэтажное кирпичное здание медресе.

Имам и мударрис 2-й Соборной (Апанаевской) мечети г. Казани с 1880 г. стал Абдулгаллям б. Салих б. Сайфулла б. Муртаза б. Динмухаммад б. Назар б. Юнус аль-Казани (Абдулгаллям Салихов) (ок. 1829–1899). По словам Ризы Фахретдина, он был из рода Юнуса б. Иваная (1637-?), основателя медресе в д. Ура в Заказанье, первого восстановителя книжной учености у татар. Он учился у Хабибуллы б. Рахманкули аль-Биги в медресе «Халидия» при Голубой мечети в Казани, затем в Бухаре. По возвращении стал имамом в своей родной д. Чирши Казанского уезда и губернии (ныне Высокогорского района Татарстана), затем в Казани. На 1895 г. и 1905 г. указывается, что медресе получает от прихожан до 550 руб. в год на 150 учащихся.

Вторая половина XIX века стала периодом кризиса бухарского схоластического образования. Округ ОМДС был сокращен, в 1867 г. из его сферы введения были изъяты казахи. Они, как и мусульмане Туркестана, вообще были лишены института Духовных Собраний. Ситуация усугублялась тем, что в 1860-х гг. начинается новый подъем антиисламской пропаганды. Ключевую роль здесь сыграли представители Казанской духовной академии. По мнению современного петербургского исламоведа Е. А. Резвана, представители казанской миссионерской школы заложили основы для советских исламоведов-атеистов периода «Безбожной пятилетки» 1930-х гг. Размывание жесткого духа исламской пропаганды блестяще показал Махмуд Галяу в романе «Болганчык еллары» («Муть»), где шакирды в аудитории Апанаевского медресе общаются с виднейшим миссионером и деятелем антиисламской пропаганды Ефимом Маловым. Один из шакирдов, затем преподаватель этого медресе, Сахиб-Гирей Ахмеров (затем Павел), в 1891 г. был крещен Ефимом Маловым и помогал ему в антимусульманской миссионерской пропаганде. Ахмеров «хотел перевести Коран на общепонятный татарский язык, чтобы показать его несовершенство и противоречие». Этот случай остался единичным, Ахмеров был подвергнут бойкоту со стороны мусульман и вскоре скончался. Но неспособность ОМДС к реформе, прежде всего образования, привела к росту числа образованных мусульман, заменявших родной язык на русский.

Сам Касим Салихи родился в д. Чирши. После смерти отца Абдулгалляма Салихова с 1899 г. стал имам-хатыбом и мударрисом Апанаевской мечети г. Казани. Соратник Г. Баруди, провел реформу Апанаевского медресе («Касымия») по новометодному стилю.

В конце XIX — начале XX вв. при соратнике Г. Баруди мударрисе Мухаммадкасиме Салихове в медресе преподавали просветитель Ахмад-Хади Максуди (автор учебников «Мугаллим аввал» и «Мугаллим сани»), отец башкирской автономии и выдающийся тюрколог Ахмад-Заки Валиди, драматург Гафур Кулахметов. В 1911 г. среди допущенных к преподаванию шакирдов указаны: Мухамметжан Фазлуллин (будущий профессор-языковед), Фатих Мухамедъяров (нарком здравоохранения Татарстана), Маняшев, Шимеев, Хафизов, Мухтаров, Валитов, Вагитов и Шамсутдинов. В 1913 г. в медресе действовали два отделения с общим 12-летним курсом. Начальное (ибтидайа) действовало в форме мектеба и имело подготовительный и три основных класса. Здесь преподавались чтение, письмо, начала вероучения (ибада), татарский язык, история ислама, и четыре первые действия арифметики. Здесь на 77 учащихся приходилось 3 мугаллима (учителя). Старшее (санавийа) представляло собой собственно медресе и состояло из 8 классов, разделенных на два отделения: рушдия (среднее) и игъдадия (подготовка к высшему), каждое по 4 года. В рушдие на 86 учащихся приходилось 6 мугаллимов, в игъдадие: на 42 учащихся 4 мугаллимов и преподавал сам мударрис Мухаммадкасим Салихов. В рушдие изучались таджвид, история пророков и ислама, хадисы, татарский и русский языки, арифметика, история и география. В игъдадие: тафсир, хадисы, ысул фикх, фикх, фараиз (раздел наследства), калам, мусульманские обряды, арабский язык, сира, логика, история, геометрия. Обучение богословским дисциплинам и логике проходило на арабском языке, остальным дисциплинам — на татарском. В ноябре 1911 г. было создано попечительство при 2-й («Апанаевской мечети»). Попечителем стал потомственный почетный гражданин Шакир Закирович Апанаев. Средства попечительства составляли две лавки, жертвованные Юнусовым, Апанаевым и Гарифом Утямышевым, дающие доход до 800 руб. специально для медресе и мектебе; лавка в ограде мечети, построенная прихожанами для обеспечения медресе, дающая доход до 400 руб. Из капитала 4 000 руб. на вечный вклад Усмановым — тоже медресе 3/8 из процентов 64 руб. 12 коп. Из капитала 4 000 руб. завещано Валеем Апанаевым 3/8 из 6% для медресе 90 руб. в год, доходы дома, находящегося на Сенной ул., — 1040 р. в пользу медресе и мечети, по духовному завещанию Ахмета Хусаинова, 160 руб. в пользу мектебе — по завещанию Ямашева. В пользу мектебе 120 р. в год, а затем в пользу мечетей арендная плата за кладовые при мечети 372 р. и проценты с капитала Усманова и Апанаева 102 руб. 14 коп.

10 мая 1917 г. при медресе были организованы двухнедельные курсы для 125 учительниц, где преподавали 4 учителя и 3 учительницы. Главными предметами курсов были татарский и русский языки, история татар.

После избрания Г. Баруди муфтием и отъезда его и казыев К. Тарджемани и Г. Сулеймани стали понятны лидерские качества Касим-хазрата. В 1917 г. он стал председателем управления Союза духовенства г. Казани, членом правления Казанского губернского Милли Шуро (Национального Совета). 22 июля 1917 г. на Всероссийском съезде духовенства Салихи в продолжение доклада Габдуррахмана Умерова-Гумари (см. статью о нём) поддержал создание газеты Союза духовенства для разъяснения его целей.

В 1924–1926 гг. Салихи был мухтасибом г. Казани, участником Всероссийских мусульманских съездов при ЦДУМ 1920-х гг. По данным ОГПУ, характеризовался среди верующих как человек «аккуратный, любимый верующими, не корыстный и не враждебный Советской власти». Будущий имам-хатыб мечети «Марджани» Габдельхабир Яруллин (1967-1994) в 1924-1926 гг. обучался у К. Салихи. В 1927 г. Касим-хазрат участвовал в нелегальном приёме экзаменов при Казанском мухтасибате. После закрытия Апанаевской мечети он с 1930 г. становится имам-хатыбом мечети «Марджани». По данным на 1937 г., он еще значится имамом этой мечети. В дальнейшем о Салихи со стороны советской власти не известно. По сведениям имам-хатыба мечети «Марджани» Габдельхабира Яруллина, Касим-хазрат скончался в Казани 13 января 1954 г.

www.idmedina.ru



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2021 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.