Биги Муса Джарулла (Бигиев, Бигеев)
В 1904 г. Биги возвращается на родину и едет в Санкт-Петербург, где в качестве вольнослушателя посещает занятия юридического факультета университета. Он выступает как в качестве одного из организаторов I Всероссийского мус. съезда, так и становится хроникером общественно-политического движения российских мусульман. Для характеристики изменений в мусульманском обществе России в период российской революции
Значительное место в книге уделено Улама жамгыяте (Общества улемов), проходившему
Первым докладчиком был муфтий ОМДС М. Султанов. В качестве возможно образца для реформы ОМДС он предложил рассмотреть высочайше утвержденное положение об управлении Закавказского мусульманского духовенства 5 апреля 1872 г., которое входило в состав Свода законов Российской империи. Здесь М. Султанов рекомендует руководствоваться томом
Основным докладчиком был казый ОМДС Риза Фахреддин. Его предложения сводились к созданию общероссийской религиозной автономии. Он предложил создать пост Шейх уль-Ислама, как единого лидера российских мусульман, избираемого ими самими, в ранге имперского министра. Единый религиозный орган российской уммы — Собрание (Управление) во главе с Шейх уль-Исламом располагается в столице, оно должно состоять из казыев-улемов. Представители всех мазхабов должны быть консультантами Управления Духовных Дел иностранных исповеданий. На местном уровне предлагалось действие губернских правлений, по образцу Закавказья.
В окончательном проекте ОМДС также предусматривалась трехуровневая система управления:
1. «приходское» духовное управление во главе со старшим в приходе имамом. Управления приходских имамов должны обеспечивать монопольный контроль над общественной жизнью махаллей. Имамы избирались бы всем населением прихода (ст.3)
2. вилаят меджлисе — окружное управление ахунов, в которое входили бы около 100 приходов. Он состоит из трех членов казый (председатель) и два члена из хатыбов и мударрисов (ст.7)
3. само Духовное Собрание — Центральное правление (Мэркез идарэ), состоящее из муфтия и шести казыев (ст. 51).
На съезде округа ОМДС избирались бы три кандидата, из которых императором утверждался один муфтий (ст.50)
20 мая 1905г. Муса женится на Биби-Асьме, дочери выдающегося чистопольского шейха и мударриса Мухаммад-Закир Камалова. Свадьба фактически превратилась в совещание татарских общественных деятелей по организации Всероссийского мусульманского съезда.
Далее Биги описывает I Всероссийский мусульманский съезд, прошедший в Нижнем Новгороде 15 августа 1905 г. на борту парохода «Густав Струве». В
В статье «Мусульманское общество в Петербурге» (1906г.), посвященной предстоящему съезду, Биги писал, что целью революции является ликвидация современного царского режима (низам) и правительства. При этом должно быть введено максимальное самоуправление через избрание всех чиновников и правителей народом. Самым лучшим способом правления для Биги являлась федерация.
Большое влияние на Мусу наложила дружба с Рашидом Ибрагимом, с которым он сотрудничал в
Биги вслед за учеными — приверженцами раннего ислама, признавал все четыре религиозно-правовые школы суннизма, не отдавая приоритет ни одной из них, в отличие от первых татарских религиозных реформаторов (А. Курсави, А. Утыз-Имяни и Ш. Марджани), выделявших ханафитский мазхаб. Б. в своих теологических воззрениях пошел дальше реформаторов, предлагая совместить знания Корана, хадисов, всего лучшего из правовых школ с современным знанием, выступая против изучения в медресе калама — спекулятивной теологии. Уделяя много внимания обществ. деятельности, Биги не забывал о науч. работе. В это время выходят его многочисленные труды, посвященные религии и философии. Среди них: «Озын коннэрдэ руза» («Пост в длиные дни») (1912), «Каваид фикхия» («Установления фикха») (1912) и вызвавшая большой резонанс среди мус. общественности «Рахмат илахия бурханлары» («Доказательства божьей всемилости») (1911). Поднятая в «Рахмат илахия» идея о том, что милость Аллаха объемлет всех людей независимо от их рел. принадлежности, противоречила основополагающим принципам ортодоксального ислама, тем не менее была не нова в истории религий, как в исламе, так и в христианстве.
В 1913 г. Казанское губернское жандармское управление собрало сведения о влиянии зарубежной мусульманской печати на татар. Среди влиятельных назван издаваемый Рашидом Ибрагимом журнал «Ислам дуньясы» («Мусульманский мир»), где вопросы религиозной и общественной жизни мусульман освещал Муса Биги.
Очевидный отпечаток на идеи Биги наложило его пребывание в Каире. Во-первых, это видно в предпочтении им частной собственности перед общественной, что отрицалось тогда крупнейшими татарскими богословами, но стало общим местом в английском Египте. Правда, эти идеи могли быть вынесены еще из стен реального училища. В Исламе запрещалась эксплуатация людей, попавших в тяжелое положение, позднейшие мусульманские ученые запретили все формы процентной ставки, что было ненужной и чересчур радикальной мерой. Биги предложил различать заем для потребления (истихлак) от займа на производство (истихсал). Биги считал, что второй вид займа основан на торговле и получение с него прибыли является законным. Таким образом, законной является и банковская система при условии минимальных изменений.
Во-вторых, он был сторонником реформ Духовного Управления по примеру реформ, которые провел муфтий Египта Мухаммад Абдо. Биги стремился занять пост основного вероучителя в одном из татарских джадидских медресе для его реформирования и формирования группы своих учеников и сторонников по образцу деятельности Абдо в исламском университете «аль-Азхар». В этом отношении оренбургская «Хусаиния» представляла уникальную возможность. Именно в таком центре буржуазии, как Оренбург, среди попечителей и шакирдов медресе возможно было найти сторонников переустройства татарского общества по капиталистическим образцам. Биги был вынужден покинуть медресе после скандала, связанного с его взглядами о распространении божественной милости не только на мусульман.
В июне 1914 г. он был делегатом IV Всероссийского мусульманского съезда. В 1914 г. Биги вместе с членами мусульманской фракции Государственной Думы Кутлуг-Мухаммедом Тевкелевым, Ибниамином Ахтямовым и редактором газеты «Иль» Гаязом Исхаки подписал письмо против деятельности Сафы Баязитова. Эти лидеры оценили деятельность Сафы Баязитова и его партии «Сырат уль-мустаким» следующим образом: «Сырат мостакым» по своему духу и своей цели является истинной копией русской черносотенной партии... Мусульмане, кроме вреда, от него ничего для себя не увидят«. Таким образом, Биги проявил себя сторонником либералов и социалистов в противостоянии с консерваторами. Отметим, что Сафа Баязитов был одним из фактических лидеров кадимистов. Назначение его муфтием было последней из попыток правительства парализовать джадидское движение.
В 1915 г. среди татарской элиты обсуждался вопрос о присоединении к оппозиционному думскому «Прогрессивному блоку», который фактически требовал. Наиболее горячим сторонником этой идеи был Садри Максуди. Он предлагал войти в Прогрессивный блок при признании им таких требований мусульман, как устранение законодательных ограничений по отношению к мусульманам, реформа мусульманских духовных учреждений и разрешение вопроса об отдыхе торговых служащих. Максуди понимал, что дни самодержавия сочтены и татарам-мусульманам понадобятся союзники среди лидеров новой России. Его поддержали умеренные деятели, в частности, редактор уфимской газеты «Тормыш» Закир Кадыри и имам Петроградской мечети Муса Биги, против выступили Гаяз Исхаки, Шакир Мухамедъяров и член кружка «Татар учагы» Карим Сагит. Биги оказался на стороне либералов в их противостоянии с татарскими социалистами.
В апреле 1917 г. Биги был избран членом Временного Центрального Мусульманского бюро в Петрограде, заем членом Всероссийского Милли Шуро. Он стал членом политического органа, объединившего всю мусульманскую элиту России. В мае 1917 г. его кандидатура рассматривалась на пост муфтия ОМДС. Биги пользовался определенной поддержкой среди мусульманской элиты Казани. Однако число сторонников Биги на съезде духовенства в 1917 г. не превышало 50 человек, поэтому он не был избран ни в один из реальных органов управления Духовного Собрания. В 1917 г. Биги был избран мухтасибом Петрограда и фактически стал религиозным лидером всего Северо-Западного региона, стал имам-хатыбом Петроградской Соборной мечети.
После Февральской революции 1917 г. для российских мусульман наиболее спорным вопросом в реформе Шариата был вопрос о правах женщин. В 1917 г. I Всероссийский Мусульманский съезд подверг ревизии нормы Шариата в вопросах никаха (запрет многоженства и брак с 16 лет), мирас (раздел имущества поровну) и шахадат (равенство голоса женщины и голоса мужчины при свидетельстве). Если политическое и гражданское равноправие женщин еще можно было подвести под разряд общественной реформы, то изменения в этих областях непосредственно касались сферы Шариатского права. Духовенство и представители окраин выступили против
25 июля 1917 г. Муса Биги на Всероссийском съезде духовенства в Казани был единственным татарских теологов, кто поддержал равноправие женщин. 0н начал свою речь с утверждения: «Все дети Адама, мужчины и женщины, без исключения, равны в правах». Биги призвал провозгласить в семьях автономию, чтобы «не погасли (не погибли) мусульманские государства. Подобный радикализм не был воспринят большинством съезда. Основным оппонентом выступил консерватор Мурад Рамзи (Мекки), прославившийся своей критикой российской политики в отношении мусульман Волго-Уральского региона.
Поясним позицию Биги. В книге «Хатын», изданной в Берлине в 1933 г., Биги утверждал, то в ранний период Ислама женщины имели независимый статус. Он считал, что моногамия основана на нормах Корана, а полигамия разрешена только в случае необходимости. Власть мужчины над женщиной предполагает не правление, а руководство: мужчина является лидером в семье, но в этом лидерстве главным является служение (хадимлык), а не доминирование (хакимлик).
После Октябрьской революции Биги не уехал из России, хотя и не принял советскую власть. Он продолжает жить в Петрограде, считая, что будет нужен своему народу и надеясь на сотрудничество с новой властью, но не получает особой поддержки, перебиваясь случайными заработками (был переводчиком при различных делегациях из мусульманских стран и Индии, помогал налаживать судебную власть в Средней Азии). В том же 1919 г. Габдеррашид Ибрагим вместе с Мусой Биги сопровождают одного из лидеров Индийского Национального Конгресса Баракатуллу в поездке по Поволжью и Сибири. После этого они даже удостаиваются аудиенции у Ленина, чье содержание не пожелал расшифровать ни один из участников беседы.
В 1923 г. в Берлине издается его книга «Исламият алифбасы», написанная как ответ на сочинение Н. Бухарина и Е. Преображенского «Азбука коммунизма». В результате Биги был арестован и только благодаря протестам общественности выпущен на свободу, но сослан в Москву. В 1926 г. Биги участвовал в работе I Всемирного мусульманского конгресса в Мекке. В 1926 г. на III (последнем) съезде ЦДУМ Биги был избран членом Голямалар Шурасы (Совета улемов).
На протяжении всего своего пребывания в России вплоть до эмиграции в Финляндию (1930 г.) Биги был активным деятелем мусульманского общественного движения. По своим убеждениям он наиболее близок был к сторонникам максимальной автономии татарского общества, фактически разделяя взгляды Рашида Ибрагима. Он был принципиальным противником самодержавия, беззакония, бесправия и политических репрессий. В вопросах экономики Биги был приверженцем частной инициативы. Он неоднократно пытался занять пост муфтия для проведения реформ религиозного устройства и Шариатского права по примеру Мухаммада Абдо. В женском вопросе Биги был сторонником равноправия женщин во всех сферах. Таким образом, теологические идеи Биги находились в неразрывной связи и единстве с его политическими взглядами и общественной деятельностью.
В эмиграции Муса Биги жил в Афганистане, Индии, Египте, Иране, Финляндии, Германии, Японии, Китае, Индонезии. Последний год жизни он провел в приюте для престарелых в Каире, где и умер в 1949 г.