Зия Камали (Парваз ад-дин бин Джамал ад-дин бин Камал ад-дин) родился 9 декабря 1873 года в деревне Кляшево Уфимского уезда и губернии. Отец Зия Камали Джамалетдин, бывший долгие годы батраком, понимал, что у его сына будет будущее, если дать ему образование. Начальное образование получил в мектебе родного аула, а затем в медресе «Усмания» в Уфе. Зия Камали подрабатывал — зимой топкой печи в медресе, а летом, как и его отец, уходил на заработки, батрачил у богатых. После окончания курса обучения он был оставлен в медресе преподавателем богословских дисциплин на арабском языке. По предложению мударриса Хайруллы Усманова в 1898 г. Уфимским благотворительным обществом он был направлен для обучения в Стамбул. Позднее перевелся в Медину, затем в каирский университета Аль-Азхар, где стал учеником улема-реформатора Мухаммада Абдо. Под его влиянием он решил посвятить себя науке и распространению знаний и сменил свое имя на Зия (Зийа ад-дин — «свет религии»), став убежденным сторонником обновления ислама, европеизации быта мусульманских народов. В это время в Аль-Азхаре существовали самые различные идеи, в том числе и радикального толка. В отличие от Ризы Фахреддина, который заимствовал у Абдо идею создания правового конституционного государства, Камали скорее импонировали антиколониальные идеи довольно фундаменталистского толка. В Россию Зия Камали вернулся в 1904 г. и стал преподавать философию Ислама и тафсир в медресе «Усмания». Свои идеи он пропагандировал и на страницах периодической печати, в частности, в газете «ал-Алам ал-Ислами» («Мусульманский мир»), которая издавалась в Уфе в мае 1906 — янв. 1907. З. Камали, был членом редколлегии и фактическим редактором некоторых ее номеров. С 1909 г. Камали стал имамом
В 1906 г он стал основателем медресе «Галия». В 1914г. религиозным предметам в медресе отводилось 28,2% времени, арабскому языку — 14,7%, татарскому — 4,9%, русскому — 14, 1%, светским наукам — 35,6%, другим предмета — 2,5% времени. Образование в Г. составляло 2 разряда: подготовительное к высшему «игъдадия» — 3 класса; высшее «галия» — 3 класса и охватывало 6 лет. Наряду с традиционными для джадидского медресе предметами особое внимание уделялось философии (в том числе Ислама), истории религий. Программа «Галии» была близка по программе к светскому учительскому институту: сюда входили психология, педагогика, логика, музыка, французский язык, химия, физика. Изучались также история тюркских народов, арабский язык, татарский язык и литература.
После Особого совещания по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае
В стенах медресе «Галия» царил свободолюбивый дух. По четвергам учащиеся собирались на диспуты, где обсуждали политич. темы. Проходили литературные вечера, даже вне стен медресе — в зале Дома дворянского собрания, в Сибирской гостинице, издавались многочисленные рукописные журналы. В 1912 г. шакирды медресе провели забастовку (65 учащихся покинули медресе). На занятиях литературных кружков читались стихи известных поэтов, присутствовали известные поэты и литераторы, как Мажит Гафури, Галимджан Ибрагимов, Сагит Рамеев, Сагит Сюнчелей, композитор Султан Габаши и другие. Учащиеся организовывали спектакли и литературные вечера и в масштабе города. Место проведения таких вечеров — залы «Сибирской гостиницы» (ныне Дом офицеров), Дом дворянского собрания (ныне Институт искусств).
В
«Галия» была первым татарских медресе, где были созданы автономные организации казахов и башкир и их рукописные журналы. В 1917 г. вчерашние шакирды «Галии» Шарифджан Сунчаляй, Гасим Касимов, Салах Атнагулов, Фатих Сайфи, Гибадулла Алпаров составили ядро организации уфимских татарских левых эсеров под руководством Г. Ибрагимова. Они стали основными деятелями Советского режима среди мусульман Уфимской губернии, оппонентами Милли Идарэ и Уфимского губернского Милли Шуро и лично Гумера Терегулова. Здесь учился первый посол СССР в Хиджазе (затем Саудовской Аравии) и Йемене Карим Хакимов. Из медресе вышли классики татарской и башкирской литературы: Шаехзаде Бабич, Хасан Туфан, Сайфи Кудаш, учился Маджид Гафури. Здесь учились узбекский писатель Мирмухсин Ширмухаметов, казахские поэты Байембет Майлин и Магжан Жумабаев. На торжественном юбилее медресе 26 декабря 1916 года директор обнародовал следующие цифры: за 10 лет в «Галия» прошли обучение 950 юношей, из них 224 человека не татарской национальности. Выпускники работали в 28 губерниях, в 230 школах разных ступеней, обучая при этом 17 тысяч детей, по всей России. 38 человек работали указными, 14 военными муллами, а 29 выпускников стали к этому времени деятелями культуры.
В лице «Галии» и Камали возникла школа для средних и низших слоев буржуазии, отличная от общетюркской школы, руководимой сторонниками и лидерами «Иттифака». Медресе дало преимущественно функционеров Советского режима, вначале левых эсеров, потом ставших большевиками, а также литераторов. В
В
В апреле 1917 г. Камали вместе с Г. Ибрагимовым предложили провести съезд мусульман Внутренней России до созыва Учредительного Собрания. В июле 1917 г. на Всероссийском съезде духовенства в Казани он выступил противник ограничения роли духовенства. В октябре 1917 г. Камали был избран мухтасибом Уфимской губернии. Зия-хазрат был избран депутатом Миллет Меджлисе по списку татаристов от Уфимской губернии и стал членом территориальной и просветительской комиссий. В январе 1918 г. Камали стал членом контрольной (тэфтиш) комиссии Милли Идарэ.
На II и III мусульманских съездах при ЦДУМ в 1923 г. Камали был избран и в 1926 г. переизбран казыем — членом ЦДУМ и членом Голямалар Шурасы (Совета улемов). Зия-хазрат был арестован в 1936 г. и осужден вместе с другими членами ЦДУМ, скончался в тюрьме г. Самары в 1942 г.
−