Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Перейти на главную
Абдуррахман Умеров (1867–1933) и формирование тюрко-татарского единства на Нижней Волге
12.05.2020
Иллюстрация

Уникальность Абдуррахмана Умерова (Габдуррахман б. Измаил Гумари, 1867-1933) заключается в соединении в его деятельности различных эпох и сфер деятельности. Он был одним из последних учеников выдающегося улема и историка Шихабеддина Марджани, у которого молодой Абдуррахман в течение 8 лет (1881-1889) изучал арабскую филологию, философию, фикх (право), логику, историю. В эти годы Марджани активно занимается историей Золотой Орды и постоордынских тюркских народов, которых историк рассматривает как основу складывающейся уммы. Именно поэтому Марджани и его ученики активно подержат концепцию российского мусульманства, разработанную Исмагилом Гаспринским.

В 1890-1900-е гг. А. Умеров выстраивает татароязычную мусульманскую инфраструктуру Нового времени в Астрахани: джадидское медресе «Низамия» (1893г.); типография, объединенная с книжным магазином в «Торговый дом А. Умеров и К» (1907); благотворительное общество «Джамияти-Исламийа» (1907); пресса: газета «Идель» (1907-1914), журнал «Магариф» (1909-1910).

«Низамия» стало одним из первых джадидских медресе. Даже год его создания — 1893г. является годом 10-летия газеты Исмаила Гаспринского «Тарджеман», когда Исмаил бей впервые подводил итоги своей деятельности и ставил своей целью создание именно сети новометодных медресе с преподаванием на литературном тюрки в ключевых центрах мусульман-тюрок России. Особенностью медресе был многонациональный характер его учащихся (не только тюрок) при обучении на литературном татарском языке, близком к тюрки Гаспринского: «в начале ХХ в. здесь обучалось свыше 100 шакирдов: астраханские татары, казахи, туркмены, ногайцы, кумыки, аварцы, чеченцы, ингуши, лезгины и др. К 1917 г. во главе почти всех мечетей Астраханской губернии стояли выпускники Низамии. Ключевую роль среди преподавателей играли туркмены братья (Г)Абдуррахман (1880-1932) и Гани Ниязи».

С 1906 г. Абдуррахман Умеров участвует во Всероссийском мусульманском общественном движении, начиная с III Всероссийского мусульманского съезда (Нижний Новгород), где основной целью было провозглашено создание единой религиозной автономии российских мусульман (дини мухтарият). После Февральской революции первоначальным толчком для организации мусульманских комитетов и бюро на местах стала телеграмма, направленная Оренбургским мусульманским бюро 10 марта 1917 г. Ее адресатом в Астрахани был А. Умеров, несмотря на то, что с 1914 г. он находился в ссылке в Казани.

Ключевым моментом, усилившим самостоятельность духовенства, стало избрание в мае 1917 г. независимого Духовного Собрания во главе с муфтием Г. Баруди, который выдвигался на пост Раис уль-Улама на вышеуказанном III Всероссийском мусульманском съезде 1906г. В мае 1917 г. А. Умеров был избран председателем Временного бюро Союза мусульманского духовенства в Казани (Бютенрусия руханиляр иттифакы). В этой функции он участвовал на I Всероссийском мусульманском съезде.

На Всероссийском съезде духовенства в июле 1917 г. Общество Духовенства вошло в состав Всероссийского Союза Духовенства. Его Центральное Бюро под председательством Х-Г. Габяши включало А. Умерова, З. Камали, М.-С. Хасани и К. Айдарова, Г. Апаная, М.-С. Иманколый. За исключением расстрелянного в 1919 г. Г. Апаная и М.-С. Иманколыя все остальные в 1923-1926 гг. составили костяк Голямалар Шурасы при ЦДУМ.

Умеров был избран в руководство съезда, получив 170 голосов за при 53 против. На съезде он выступил с докладом об организации газеты «Союза духовенства» с разделами, посвященными деятельности Духовного Собрания, известиями о жизни мусульман и их духовенства, мектебов и медресе, религии и жизни, национальной печати. Умеров считал, что тираж газеты будет около 7 тысяч экземпляров и она будет распространяться по всем махаллям Поволжья. Такой газетой стал «Иттифак» («Союз»), как орган Всероссийского союза (Руханлияр иттифакы). Она издавалась с 31 января по 7 июня 1918 г. в Казани и выходила под лозунгами: «Мусульмане всего мира, объединяйтесь!», «Да здравствует единство тюрко-татар!». Газета критиковала политику большевиков в Туркестане и Крыму; резко осудила правительственный Декрет о религии; решение властей о роспуск Милли Идарэ; поддержала создание Идель-Урал штата как субъекта федеративной России. 8 марта 1918 здание редакции газеты было обстреляно; 7 июня газета была запрещена.

На II Всероссийском мусульманском съезде в июле 1917 г. было создано Милли Идарэ, как правительство национально-культурной автономии, начали создаваться его губернские отделения. Абдуррахман Умеров как мухтасиб стал одним из лидеров Милли Идарэ Астраханской губернии. Он сумел сохранить этот пост до 1926 г.

В 1920-е гг. Абдуррахман Умерова активно участвует во всех трёх съездах улемов и мутаваллиев при ЦДУМ, на II съезде 1923 г. был избран членом Совета улемов ЦДУМ. I съезд улемов и мутаваллиев при ЦДУМ прошел 16-25 сентября 1920г. в Уфе. Он был первым съездом улемов после Казанского съезда 1917 г. и окончания гражданской войны в Европейской России и Сибири. Съезд восстановил единую вертикаль власти о округе ЦДУМ, рассмотрел вопросы организации приходов и их обеспечения, выборов мухтасибов, подготовки кадров духовенства и религиозного образования, переизбрал руководство ЦДУМ во главе с муфтием Г. Баруди. «Сам Абдуррахман Умеров выступал с докладом системе религиозного образования. Здесь он вступил в полемику с Мусой Бигиевым и Зией Камали... Муса Бигиев был не согласен с тем, что руководителями женских медресе могут быть и женщины. Умеров... говорил, что если женщинам дали равноправие, надо дать им право и руководства женскими учебными заведениями». В целом, съезд подтвердил позицию А. Умерова, было также принято постановление I Всероссийского съезда улемов и мутаваллиев, подтвержденное на II съезде в 1923 г., об устройстве отдельных помещений для женщин в мечетях. Фактически А. Умеров сделал далеко идущее предложение. Особенностью ситуации 1920-х гг. было широкое участие женщин в деятельности махаллей, даже создание свои попечительских советов-мутаваллиатов. Такой попечительский совет был создан в 1926 г. в Казани при 12-м приходе (см статью про Фатиху Аитову) . Он провозгласил лозунг повсеместного создания мутаваллиатов для женщин, религиозного просвещения женщин, уравнения женщин в правах с мужчинами в посещении мечетей. Лидером этого движения стала казыя ЦДУМ Мухлиса Буби (см соответствующую статью). В 1926 г. она обратилась в Наркомат просвещения Татарстана с просьбой допустить женщин к преподаванию вероучения в религиозных школах. В округе ЦДУМ повсеместно наблюдался рост посещения мечетей женщинами, участие делегаток в окружных мусульманских съездах.

Заметки А. Умерова о съездах 1920 г. и 1923 г. при ЦДУМ носят уникальный характер. По съезду 1923 г. сохранилась уникальная документация, раскрывающая деятельность ЦДУМ и мухтасибатов в 1920-х гг., в архиве Хасан-Гаты Габяши, хранящемся в ОРРК НБЛ КФУ. Сравнение этих двух источников показывает насколько активно, прежде всего между II и III съездами при ЦДУМ 1923г. и 1926 г., велась петиционная кампания, когда действия «были хорошо скоординированы и ориентировались на максимально возможное эффективное функционирование религиозных учреждений. В целом, эти требования направлены прежде всего на сохранение устоев локальной мусульманской общины в лице мечети и мектеба... требовалась передача ЦДУМ функций в сфере семейного права (как в эпоху раннего ОМДС), а также признание за ЦДУМ и местным духовенством функций юридического лица, религиозная автономия и полная свобода проповеди и религиозного образования». А. Умеров приводит подписанные в 1925 г. А. Ниязи как замом (муджавиром) мухтасиба Астраханской губернии предложения по организации мусульманского образования, включая образование в светской школе, мектебе и медресе.

Поскольку Советский режим трансформировал медресе в светские национальные учебные заведения, а собственность мусульманской элиты, обеспечивавшей деятельность медресе, была конфискована, то ключевым звеном, обеспечивающим подготовку духовенства, были намечены курсы. В 1923 г. на II Всероссийском съезде при ЦДУМ был избран Голямалар Шурасы (Совет Улемов) как аналитический и теоретический центр ЦДУМ. В него вошли ахун Уфы Дж. Абзгильдин (секретарь), мухтасиб Астрахани А. Умеров, мухтасиб Казани Ш. Шараф, мухтасиб Уральской области Г. Расули (муфтий в 1936-1950гг.); бывшие казыи Х.-Г. Габяши, Х. Махмудов, С. Урманов; видные улемы Т. Ильяси, М.-С. Хасани, К. Айдаров. Основной целью Голямалар Шурасы было объявлено объяснение способов поддержания религии Ислама в чистоте членами уммы. А. Умеров участвовал в его общих заседаниях 15-18 июня 1924 г. и 10-20 сентября 1925 г. Последнее собрание возглавил казый Кашшафетдин Тарджемани, а А. Умеров был избран его заместителем. Оба они во многом определяли содержание журнала «Ислам маджалласе» (Исламский сборник; с 1926 г. «Ислам»), который выполнял функции печатного органа ЦДУМ.

В июне 1926 г. А. Умеров был секретарем делегации советских мусульман во главе с муфтием ЦДУМ Р. Фахретдином на Всемирном исламском конгрессе в Мекке. А. Умеров был единственным мусульманским лидером, представлявшим не столицу СССР, союзной (Узбекская ССР) или автономной (Башкирской, Крымской и Татарской) республики. Именно А. Умеров был секретарем делегации.

Как имам и мухтасиб вначале ОМДС, затем ЦДУМ А. Умеров в своей официальной переписке, как и в преподавании в медресе придерживался тюрко-татарского языка, прежде всего в варианте среднего (литературного) языка И. Гаспринского. Это видно по его трудам и переписке. Вместе с тем, он не забывал о своей этнической ногайской принадлежности. Поскольку в 1920-е гг. он регулярно посещал Уфу и Казань, то он наглядно видел насколько плодотворен статус республики и территориальной автономии (туфраклы мухтарият) для решения проблем башкир и татар соответственно. Это касалось решения вопроса образования на родном языке, сохранения элементов религиозного образования, и главное, возможности развивать национальную жизнь на своей этнической территории. В начале 1920-х гг. вопрос о создании национальных татарских районов обсуждался и в астраханском регионе.

В 1925 г. он совершает поездку на Северный Кавказ, где указывает на то, что ногайцы покинули родные земли и ушли в Османскую империю. (мухаджирлек), в последние годы сократилась численность ногайцев. В 1929 г. он называет ногайцев «факыйр миллет» — «несчастной, бедной нацией». В качестве решения проблемы он видит организацию ногайцев в единую территориальную единицу. Причем он указывает в качестве основы на три группы ногайцев: Таркинские (то есть район Махачкалы), Костекшилер (Костековские) и Яксайшылар (Яксаевцы), то есть сосредоточенные преимущественно на территориях современных Дагестана и Чечни. А. Умеров утверждает, что правительство Дагестана ведет переговоры об объединении этих трех групп. А. Умеров также говорит о ногайцах Едисана, Едичбуйлука и Джамбуйлука, как примерах потери исторической родины. Нам, как специалисту по истории мусульман Волго-Уральского региона трудно говорить о планах автономии ногайцев в конце 1920-х гг., но, по утверждению специалиста по истории ногайцев А. Ярлыкапова, такие планы существовали. Речь идет о периоде, когда лидером Дагестана был кумык Джелал-Эд-Дин Коркмасов (1920-1931), а кумыкский вариант тюрки (близкий к тюрко-татарскому языку Гаспринского) выполнял роль официального языка Дагестана. Возможно в этом контексте нужно понимать два фрагмента из путевых заметок А. Умерова. Во-первых, беседу с дагестанским тюркским алимом. Здесь А. Умеров называет себя учеником Ш. Марджани и говорит о своем уважении как ханафитского, так и шафиитского мазхаба, второй из них распространен у кумыков. Во-вторых, А. Умеров указывает численность негорских народов Дагестанаа по Всесоюзной переписи 1926 г.

Вместе с тем, А. Умеров во время поездки 1925 г. интересуется шариатским судопроизводством, инкорпорированным в советскую судебную систему Дагестана, в частности деятельностью судьи Судакара Баркуева.

Своеобразным завершением свободной жизни А. Умерова до ареста в 1930 г. предстает его поездка на Селитренное городище, которое обычно соотносят со столицей Золотой Орды —"Сарай аль-Махруса«, как на место расцвета мусульманской цивилизации и государственности в Поволжье. В связи с началом сталинской «революции сверху» А. Умеров, вероятно понимал, что ожидает его в ближайшее время.

После начала атеистической кампании 8 марта 1930 года в селе Татаро-Башмаковка жители объявили забастовку против закрытия мечети. В Старой Кучергановке упорно отстояли свою мечеть. 200 женщин Солянки потребовали открыть мечеть, но сельсовет отказал, тогда 300 мужчин, сбив замки на дверях, силой открыли мечеть. В результате, было создано дело об антисоветской группе. Абдуррахман Умеров, Абдурахман Ниязов и ряд других были арестованы и осуждены. Абдуррахман Умеров был сослан на 3 года в Архангельскую область, в деревню Малые Карелы. Незадолго до окончания к нему пришли ссыльные имамы, в конце встречи они попросили его прочесть молитву за здоровье и благополучное возвращение всех в родные края. Хазрат им ответил: «В молодости я просил у Аллаха счастливую жизнь — и получил ее, просил — разума, и эту просьбу творец не оставил без внимания. Теперь же на пороге смерти просить у Всевышнего еще чего-то для себя не позволяет совесть. Буду молиться за ваше возвращение». Скончался Габдуррахман-хазрат 17 марта 1933 г.

Таким образом, А. Умеров обладал 40 летним опытом религиозной и общественной деятельности (1889-1929). Он принадлежал к поколению, которое сменило выдающихся улемов и мударрисов 1850-1890-х гг. Шигабетдина Марджани, Мухаммедзакира Камалова, Абдулвагапа Алиева. Среди виднейших соратников и ровесников А. Умерова нужно прежде всего назвать муфтиев ЦДУМ Г. Баруди и Р. Фахретдина, казыя Х.-Г. Габяши. А. Умеров поддержал идею Ш. Марджани о необходимости единства российских мусульман на былых территориях Золотой Орды и постордынских государств. В 1890-1900-е гг. как ректор медресе «Низамия» он поддержал реформы Гаспринского, направленные на превращение российских мусульман в этноконфессиональную общность Нового времени путем создания медресе на едином тюркском языке, благотворительных обществ, органов прессы, издательской деятельности. В 1906 г. А. Умеров участвует в III Всероссийском мусульманском съезде, где основной целью было провозглашено создание религиозной автономии (дини мухтарият) .

В 1917 г. А. Умеров был избран председателем Временного бюро мусульманского духовенства в Казани (Бютенрусия руханилэр иттифакы) и вошел в Центральное Бюро Всероссийского Союза Духовенства. После II Всероссийского мусульманского съезда А. Умеров как мухтасиб стал одним из лидеров Милли Идарэ (органа национально-культурной автономии) Астраханской губернии. Он сумел сохранить этот пост до 1926 г. В 1920-1926 гг. А. Умеров участвует в съездах улемов и мутаваллиев при ЦДУМ, на II съезде 1923 г. был избран членом Совета улемов при ЦДУМ, то есть сохраняет роль и среди общероссийского руководства уммы. В 1925 г. и в 1929 г. в ходе поездок на Северный Кавказ он задается вопросами объединения ногайцев, сохранения ими родной земли.

Уникальность А. Умерова заключалась в его способности видеть любую проблему на разных уровнях от ногайского аула и астраханской городской мусульманской общины до всемирной исламской уммы через использование как религиозной, так и национально-культурной и территориальной автономии. Такая многогранность и понимание необходимости эволюции мусульман в соответствии с потребностями времени превращают А. Умерова в одного из выдающихся деятелей российской уммы в 1890-1920-х гг.

А. Умеров занимался вопросами всех трех видов автономии: религиозной, национально-культурной и территориальной. Он выстраивал различные уровни идентичности мусульманской уммы, начиная от аула, через отдельные этносы российских мусульман к российской и мировой умме. А. Умеров на протяжении свой деятельности взаимодействовал с поколениями получивших образование в Бухаре (Ш. Марджани); поколением джадидов-сторонников единства российских мусульман (И. Гаспринский, Г. Баруди, Р. Фахретдин); поколением, развивавшим культуру отдельных этносов российских мусульман (А.-Х. Джанибеков).



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2021 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.