Старейшины татарской мусульманской общины Москвы Ильсияр Шамсутдинова и Амния Байбурова награждены медалью ДУМЕР «За духовное единение».
Научная деятельность и сохранение исторической памяти об истории ислама в России входили в число приоритетных направлений деятельности Духовного управления мусульман Европейской части России, уже начиная с 1994 года — с года основания этой крупнейшей мусульманской религиозной структуры России. Исторически закономерным стало основание ДУМЕР вокруг ключевого ядра российской уммы — Московской Соборной мечети, в течение долгих десятилетий выполнявшей функции центра религиозной жизни для мусульман центральной России. Символично, что в этом году
В преддверии юбилейных дат решением муфтия Равиля Гайнутдина медалью Духовного управления мусульман Европейской части России «За духовное единение» были награждены старейшие представители московской мусульманской общины Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова и Амния Азизовна Байбурова, благодаря воспоминаниям, которых стали известны многие страницы истории ислама в России. Мемуаристы, свидетели и участники важных событий московской мусульманской общины XX века активно передают свои знания историкам и публицистам, их воспоминания становятся источником для исследований, и активно вводятся в научный оборот.
Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова — дочь последнего имам-хатыба Московской Исторической мечети до ее закрытия в
Ильсияр-апа родилась 6 февраля 1920 года в деревне Терси (тат. Тирсә) Вятской губернии (ныне Агрызского района Республики Татарстан), где ее семья недолго находилась во время Гражданской войны.
В 2014 году ей исполнилось 94 года.
С раннего детства Ильсияр Шамсутдинова живет в Москве. Ее детство прошло на Большой Татарской улице в Замоскворечье, где при мечети жила семья имама Абдуллы Шамсутдинова. Квартира имама располагалась в сохранившемся до наших дней здании-флигеле 1913 года постройки, воздвигнутом во дворе мечети на средства купца и мецената Садыка Салиховича Ерзина
Абдулла Хасанович Шамсутдинов родился в 1878 году в Касимове Рязанской губернии в семьи ведущего мугаллима Кастровского медресе Хасана Шамсутдинова. Окончив медресе, он стал имамом татарской мечети в городе Кульджа (Восточный Туркестан, ныне территория Китая), где существовала значительная и богатая татарская община. С 1908 года Абдулла Шамсутдинов являлся вторым имамом в мечети в Замоскворечье, женился на дочери имам-хатыба, ахуна Хайретдина Агеева — Магире. После смерти в 1913 году Хайретдин-хазрата Агеева Абдулла Шамсутдинов становится имам-хатыбом и будет возглавлять религиозную жизнь до 1936 года.
В
Близкой семье имама была и семья Кармышевых. С этой семьей Абдулла-хазрат Шамсутдинов был близко знаком много лет еще по Кульдже, дружба продолжилась и в СССР. Ильсияр Шамсутдинова познакомилась с младшей представительницей этой семьи Балкис Халиловной Кармышевой
Таков был круг семьи имама Абдуллы Шамсутдинова в Москве
В целом, имя имама А. Шамсутдинова было хорошо известно мусульманам России, поскольку на протяжении многих лет он руководил религиозной жизнью одной из самых известных мечетей страны. Среди его знакомых — муфтии Галимжан Баруди и Риза Фахретдин, имам Кашшаф Тарджемани. Выдающейся мыслитель Муса Бигеев в середине
Ильсияр-апа в
В 1936 году «по делу Тарджемани» [фальсифицированное «дело о заговоре руководителей ЦДУМ» — Ред.] в ходе разгрома мусульманских религиозных структур был репрессирован Абдулла-хазрат. В 1937 году он был расстрелян. Ильсияр-апа вспоминает, что после ареста отца поступило требование передать текст перевода Корана на татарский язык, над которым работал Абдулла-хазрат. Этот уникальный труд бесследно исчез. Были конфискованы и книги из библиотеки Хайретдина Агеева, коллекция шамаилей, собранная Абдуллой-хазратом.
Позднее была арестована и погибла в 1942 году в лагере «Потьма» Мордовской АССР ее мать — Магира Хайретдиновна Шамсутдинова. Чрезвычайно редким случаем для трагической истории эпохи репрессий стало разрешение посетить мать в заключении. Ильсияр-апа вспоминает, как встретилась с больной матерью-инвалидом, находившейся в трудовом лагере, незадолго до ее смерти...
В годы Великой Отечественной войны Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова работала в Москве, большую часть своей профессиональной жизни она была воспитателем в детском саду. После закрытия родной мечети являлась прихожанкой Московской Соборной мечети.
В 1990-е-2000-е годы она дала многочисленные интервью исследователям и публицистам. Во многом благодаря воспоминаниям Ильсияр Абдулловны были изучены многие страницы истории мусульманской общины Москвы, в том числе биографии имамов Рафека и Хайретдина Агеевых, Абдуллы Шамсутдинова; положение мечети в Замоскворечье в
Ильсияр Абдулловна Шамсутдинова предоставила исследователям возможность знакомства и изучения ее уникального семейного фотоархива, сохраненного в годы репрессий. Так было обнаружено фото, на котором запечатлены татарские участники Мекканского конгресса 1926 года, татарские купеческие снимки.
Наряду с Раузой Ахмедовной Кастровой
Амния Азизовна Байбурова — свидетель истории мусульманской общины Касимова и Москвы советского времени. 29 января 2014 года ей исполнилось 90 лет.
Амния Азизовна родилась 29 января 1924 года в городе Касимове Рязанской области. Она принадлежит к известной касимовской купеческой династии Ишимбаевых.
С детства Амния Азизовна проживала в Москве на Большой Татарской улице. С началом Великой Отечественной войны находилась на трудовом фронте. В ходе Московской битвы
В 1990-е-2000-е годы в ходе встреч с исследователями Амния Азизовна представила многочисленные свидетельства по истории мусульманской общины Касимова первой трети XX века (генеалогические связи татарских семей, исторически связанных с городом Касимов Рязанской губернии; биографии имамов и меценатов); существованию татарской религиозной жизни в Замоскворечье в годы репрессий и Великой Отечественной войны; истории Дома Асадуллаева в предвоенный период.
Ильсияр Шамсутдинова и Амния Байбурова, пройдя наполненную испытаниями жизнь в XX веке, сохранили верность своей религии, сберегли ценные свидетельства прошлого мусульманской жизни в России.
Марат Сафаров,
кандидат педагогических наук