Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №4(210) /2013/ — Раскол и единство мусульман:взгляд богослова
24.04.2013

Интервью с доктором шариатских наук, деканом отделения исламского богословия Московского исламского университета Магомедбасиром Шамиловичем Гасановым.

 

— В каком направлении сейчас развивается исламское богословие? Какие есть основные тенденции? К чему идут ученые?

— Это очень большая тема, в рамках одного интервью вряд ли возможно раскрыть все детали. Но постараюсь ответить вкратце, чтобы у наших мусульман сложилось хотя бы какое-то представление касательно развития исламского богословия в настоящее время. На мой взгляд, сейчас в исламском богословии наблюдается три основных направления.

Первое направление выступает за изучение традиционного, как говорится, для своего региона ислама. И представители этого направления призывают к следованию исламу, наиболее распространенному в определенном регионе в рамках одной правовой школы и одного идеологического направления. Иными словами, представители этого направления не стремятся изучать что-то новое. Они считают, что то, что у них есть из того, что они унаследовали от своих предков, достаточно для того, чтобы они могли считать себя образованными, знающими свое место, свою миссию и свою роль в данном обществе, в данном месте и в данное время. Можно сказать, что они особо не стремятся познавать новое в политике, в экономике, в повседневной жизни отдельно взятого человека или всего общества, даже методику изучения тех или иных исламских наук оставили на уровне средневековья. Их не волнуют глобальные геополитические процессы, тенденции развития общества, в котором они живут, на локальном уровне или региональном, на государственном или континентальном. Их практически не волнуют новые угрозы, нависшие над обществом, в котором они живут, и т. д. На мой взгляд, этот подход — достаточно закостенелый, инертный и пассивный с точки зрения реагирования на происходящее в жизни людей. Единственная цель представителей этого направления и их стихия, если можно так выразиться, это изучение классической литературы по определенному мазхабу в области права или идеологии. В основном многое из того, что они изучают, носит теоретический или схоластический характер, так как жизнь ушла далеко вперед от того, что они изучают. Зачастую эта теория сегодня неприменима на практике. И по этой причине большинство молодежи уходит в другую крайность и отказывается следовать за такой нежизнеспособной или, как они говорят, отсталой формой понимания ислама. На сегодняшний день к этому направлению можно отнести некоторых имамов, обучающих исламу по старой, еще дореволюционной, вернее — средневековой методике. Раньше тех, кто использовал такую методику, называли кадимистами, то есть приверженцами слепого консерватизма. И единственным оппонентом для представителей этого направления богословия является мусульманин, не разделяющий их позицию. Их критика в основном бывает направлена против тех, кто с ними не согласен и не разделяет их убеждений.

Второе направление, в чем-то противоположное первому, призывает к освобождению от мазхабной зависимости и призывает людей к следованию только Корану и Сунне Пророка, мир ему. С одной стороны, это выглядит как реакция на фанатизм первого направления, но с другой — сторонники этого направления сами впадают в своего рода фанатические убеждения, следуя лишь определенным духовным лидерам и подчас полностью отрицая классическое богословское наследие других ученых. При этом они достаточно жестко порицают первое направление, и те, конечно же, не остаются перед ними в долгу. Но основные противоречия между ними не столько касаются следования за определенной правовой школой, сколько связаны с разногласиями теологического характера в области вероубеждения, в вопросах акиды. Например, как трактовать атрибуты Всевышнего Аллаха, и тому подобные вопросы из акиды. Тут представители обоих направлений зачастую обвиняют друг друга в заблуждении, а порой даже и в вероотступничестве и измене идеалам ислама. Второе направление, хотя и демонстрирует собой активную религиозную позицию в освобождении исламского учения от мнения людей, как говорится, от создания кумиров, и от мазхабного фанатизма, но также имеет и определенный жесткий подход в следовании некоторым внешним обрядам. Это направление отличается явной нетерпимостью и бескомпромиссностью по отношению ко всем тем, кто имеет хоть какое-то несогласие или отклонение от их убеждений даже в мелочах. И поэтому его сторонники спешат всех подряд обвинять в неверии и отходе от ислама. К ним на сегодняшний день можно отнести сразу несколько течений и движений, в том числе и так называемый джамаат ат-такфир. Можно сказать, что отношения между двумя названными направлениями не просто конфликтные, а чаще всего антагонистические.

Третье и последнее из главных направлений в современном богословии — это направление, которое можно назвать чем-то средним между двумя вышеупомянутыми категориями. Оно чаще всего отличается тем, что не акцентирует внимание на спорных вопросах между вышеназванными категориями, у него другие приоритеты. Это — единство мусульман, постепенное искоренение разногласий среди мусульман посредством использования мягких методов призыва на основе взаимного диалога, открытости, уважительного отношения друг к другу. Изменение имиджа мусульман перед мировым сообществом также входит в основные задачи этого третьего направления. Также его представители стараются отвечать вызовам современного мира. Эта категория находит все больше и больше сторонников в мировом мусульманском сообществе, хотя долгое время являлась недостаточно заметной или почти незаметной на фоне полярных мнений и взглядов первых двух направлений в богословии. Эту третью категорию представляют в основном умеренные мусульмане из обоих вышеупомянутых направлений и те, кто долгое время не поддерживали ни тех, ни других, но, увидев нечто новое, срединное, способное, на их взгляд, каким-то образом объединить мусульман, откликнулись на это стремление. Это направление сегодня старается развивать позицию практичного ислама, ислама, в котором есть место для разных мнений и позиций, если только они не являются еретическими, не основывающимися ни на каких указаниях из Корана и Сунны. Наверное, ярким представителем этого направления можно назвать сегодня университет «Аль-Азхар», который своими фетвами и обучением исламу демонстрирует толерантность, умеренность, срединность как в отношении спорных вопросов, так и в других позициях ислама. На факультете шариата и права «Аль-Азхара», где я обучался, даже есть предмет, посвященный изучению новых проблем, с которыми сталкиваются в наше время не только мусульмане. В этой дисциплине освещается позиция ислама в этих вопросах. Так она и называется — «Фикх аль-кадайа аль-муасира» («Понимание современных проблем»). Наверное, за этим третьим направлением есть определенное будущее. И тот факт, что «Аль-Азхар» является всемирной академией, где сегодня обучается около 120 тысяч студентов, среди которых есть более десяти тысяч иностранных из самых разных мусульманских и немусульманских стран, а выпускники этого университета преподают во многих странах исламского и неисламского мира, говорит о том, что этот подход является наиболее эффективным в преподнесении ислама в его реальном виде, который на самом деле нужен сегодня всем нам.

— К чему должны прийти ученые и мусульмане, чтобы изменить свое положение?

— Наверное, они должны прийти к двум вещам. И об этом мы говорим каждый день по семнадцать раз как минимум в пяти обязательных молитвах. Это части суры «Аль-Фатиха». Первая: «Только Тебе мы поклоняемся и только у Тебя просим о помощи». Это определение ихласа (искренности) и упования на Всевышнего Аллаха во всех делах.

Священный Коран ниспосылался в течение 23 лет, хотя Аллах мог бы ниспослать его за одно мгновение и поставить людей перед фактом: изменить положение людей за очень короткое время. Но, по милости Всевышнего, этого не произошло, люди даже при жизни Пророка, мир ему, менялись постепенно. Поэтому избавление от многих наших проблем потребует от ученых, которые обучают религии, а также от обычных мусульман, которые изучают ислам, требует правильного начала, последовательных шагов и определенного времени.

Дай Аллах, чтобы мы получили в этой жизни те знания, которые будут полезными для этого мира и в последней жизни. И дай Аллах, чтобы, когда эти знания у нас будут, нам хватило смелости и силы воли следовать за этими знаниями, чтобы наши порочные желания или страсти не помешали нам идти по пути Всевышнего Аллаха.

Беседовала Виктория Князева



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.