Выступление ректора Московского исламского университета Дамира Хайретдинова на VIII Мусульманском форуме « Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ : достижения и цели ».
«Аль-хамду лиллях, ва-с-саляту ва-с-саляму аля расули-ллях, ва аля алихи ва сахбихи ва саллим таслиман кясира. Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Мир вам, милость Всевышнего Аллаха и Его благословения!
Уважаемые члены президиума, уважаемые гости, позвольте тепло приветствовать вас на нашем высоком собрании и поблагодарить каждого, кто откликнулся на наше приглашение принять в нем участие. Для меня как нового ректора Московского исламского университета особенно приятно, что наш вуз проводит в этом году юбилейную, V Международную образовательную конференцию в обновленном формате, с новым составом преподавателей и ученых и при качественно новой поддержке нашего учредителя.
Как и вся мусульманская умма России, Московский исламский университет переживает сегодня непростое время реформ и знаковых изменений. Как полагает экспертное сообщество, девальвация культурных и образовательных ценностей, случившаяся на пространствах СНГ после распада Советского Союза, сказалась и на уровне знаний рядовых граждан, в том числе мусульман, и на качестве религиозного образования. Под самым серьезным ударом оказался в России институт духовных лиц — имамов, авторитет которых размывается в силу многих объективных и субъективных причин.
Все мы знаем и понимаем тот негативный фон, который сложился в годы советской власти в сфере подготовки имамов — на весь Союз работало только два образовательных учреждения в Бухаре и Ташкенте. Однако, несмотря на критику самой этой ситуации, давайте признаем как объективный факт то, что эти два учреждения имели очень высокий авторитет в среде верующих и высокий КПД своей работы. Условно говоря, там выпускали настоящих, высокопрофессиональных имамов, а не самозваных муфтиев без знаний и авторитета, которыми российская умма удивляет сегодня исламский мир. Небольшое бухарское медресе полностью справлялось с задачей подготовки имамов, а как обстоят дела в современном российском мусульманском образовательном пространстве? Ведь от того, какими будут наши духовные лидеры, зависит будущее нашей уммы, а этих лидеров должны готовить сегодня мы в наших исламских вузах и медресе. И если два десятилетия назад мы просто пытались выстроить с нуля систему исламского образования в России, то сегодня задачи, стоящие перед нами, совершенно другие — выпускать всесторонне развитых, грамотных и пользующихся влиянием в обществе имамов и проповедников. Никто не сделает этого за нас, ибо Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Ар-Рагд», аят 11).
В марте 2012 года учредитель Московского исламского университета — Духовное управление мусульман Европейской части России поставило соответствующие задачи передо мной как новым руководителем исламского вуза и коллективом наших сотрудников. Ключевым параметром для себя мы определили полное объединение интересов и линии развития вуза и муфтията, начиная от соответствующих изменений в документации МИУ и заканчивая проведением общих мероприятий. В прошлом году на VII Мусульманском форуме было принято решение активизировать интеграционные процессы среди мусульманской уммы постсоветского пространства. В связи с этим мы попытались повысить роль МИУ в этом направлении. Прежде всего, в ходе приемной кампании 2012 года впервые была введена практика целевого набора по направлению Духовных управлений мусульман стран СНГ. По результатам приемной кампании в МИУ были зачислены студенты по направлению из духовных организаций Таджикистана, Кыргызстана, Белоруссии. В следующем году мы намерены увеличить число студентов из СНГ и запустить на базе Нижегородского исламского института им. Фаизханова подготовительные курсы для изучения русского языка и основ ислама. Кроме того, мы намерены активнее привлекать кадры из Средней Азии в качестве преподавателей. Так, уже в этом году мы пригласили преподавателя и воспитателя из Узбекистана, представителя классической бухарской школы, шейха кари Нуруллу Исмаилова, который известен как сокурсник многих ныне действующих муфтиев и имамов в странах СНГ. И уже сегодня можно подумать над тем, как подключать исламские учреждения стран СНГ к видеоконференциям в режиме онлайн. В качестве пожелания замечу, что можно было бы провести и общий съезд мусульманских студентов и преподавателей СНГ для укрепления братских чувств и выработки совместных предложений.
Особое внимание мы уделяем развитию научного направления. Уже возобновился выпуск «Вестника» Московского исламского университета, в рамках которого мы взаимодействовали с Институтом востоковедения РАН и лично с его директором Виталием Вячеславовичем Наумкиным, за что мы ему крайне признательны. В связи с выпуском серии книг по ханафитскому наследию хотелось бы выразить огромную благодарность шейху Мухаммад-Садыку Мухамад-Юсуфу и шейху Абсаттару Дербисали за их весомый вклад в издание книги шейха Равиля Гайнутдина «Ханафитская акида». Кстати, особо подчеркну, что ученик и представитель шейха Мухаммад-Садыка Мухамад-Юсуфа работает у нас в Московском исламском университете, передавая классические исламские знания нашим студентам.
Кроме того, Московский исламский университет совместно с Нижегородским исламским институтом им. Х. Фаизханова учреждает Институт исламской энциклопедии, который на днях получит регистрацию. Над созданием многотомного издания энциклопедических словарей «Ислам в РФ» трудится множество ученых из России и зарубежных стран во главе с профессором Айдаром Юрьевичем Хабутдиновым — единственным представителем от мусульманских организаций в Высшей аттестационной комиссии. Мы надеемся, что этот проект поможет нам объединить усилия ученых-исламоведов России и СНГ. Со своей стороны, наш вуз готов поддержать наших коллег-преподавателей в странах СНГ, тех, кто пишет энциклопедические статьи или готов переводить источники на русский язык для дальнейшей публикации в России. Кстати, замечу, что уже изданные тома нашего словаря вызвали закономерный интерес со стороны зарубежных исследователей: так, первые тома уже переведены на персидский язык. Параллельно с этим, инша Аллах, мы намерены продолжить работу с нашими коллегами из Турции над переводом на русский язык турецкой агиографической энциклопедии.
В жизни Московского исламского университета хотелось бы особенно выделить роль Министерства по делам религий Турецкой Республики. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с названным Министерством, государственными и исламскими вузами Турецкой Республики с целью создания в дальнейшем на базе нашего вуза кафедры турецких исследований.
Хотя программа МИУ построена на классическом понимании ислама в передаче имама Абу-Ханифы как наиболее подходящем для российских условий, мы также, естественно, знакомим студентов с другими мазхабами и региональными формами ислама. Таким образом, мы планомерно выполняем задачу по подготовке кадров для регионов. Разумеется, это длительный и многосложный процесс, на реализацию которого уйдет определенное время. Тем не менее мы идем усиленными темпами, и уже в этом году у нас открылись центры по подготовке хафизов Корана и по изучению хадисов, занятия в которых ведут выпускники Международного исламского университета Лучезарной Медины. В перспективе на базе этих центров планируется создать отдельные кафедры.
Еще раз подчеркну ту теплую заботу, которую оказывают университету Духовное управление мусульман Европейской части России и лично шейх Равиль Гайнутдин. Так, на момент моего вступления в должность ректора одним из самых сложных вопросов был вопрос о судьбе здания, занимаемого вузом. Прежний договор безвозмездного пользования истекал к концу 2012 года. Шейхом было направлено письмо на имя мэра Москвы С. С. Собянина, и в октябре здание университета было передано в безвозмездное пользование под образовательные цели на ближайшие 5 лет.
Отрадно, что руководство ДУМЕР поддерживает нас во всех начинаниях. В частности, в комплексе Московской Соборной мечети планируется начать строительство 6-этажного учебного корпуса МИУ. Наша задача — до того, как новое здание будет построено в камне, выстроить и усовершенствовать всю систему исламского образования в масштабах нашего вуза.