Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Ислам Минбаре»
Ислам Минбаре №12 (193) /Декабрь 2011/ — Рамзан Кадыров: Человека, знающего свою и чужую религию, одурманить невозможно
09.12.2011

Об опыте Чеченской Республики в противодействии экстремизму и духовном воспитании молодежи, о роли мусульман в российском обществе и других актуальных проблемах в эксклюзивном интервью Дамиру Мухетдинову рассказывает глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

 

Мусульманский религиозный истеблишмент целого ряда стран СНГ поддержал выдвинутое на VII Мусульманском форуме предложение председателя СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина о создании Совета муфтиев СНГ. Главный редактор газеты «Ислам Минбаре» Дамир Хайретдинов прокомментировал это событие.

— Следует особо отметить, что мусульмане постсоветского пространства в подавляющем большинстве принадлежат к одной богословской школе — ханафитскому мазхабу. Для интеграции с мусульманами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и Крыма ставка должна быть сделана на доктринальное единство, основанное на принадлежности их всех к ханафитской школе.

С другой стороны, в России проживают и большие общины из числа шафиитов — на Северном Кавказе. В этом плане мы можем и должны говорить о суннитском направлении в Исламе, которого придерживаются, таким образом, более 90% всех мусульман СНГ.

Почему это важно? Как все понимают, сунниты отличаются в своей религиозной практике, в своей идеологии и целеполагании от других идеологических течений в Исламе. Нам важно совместно с муфтиями, ректорами исламских вузов и медресе стран СНГ адекватно ответить на вызовы со стороны носителей других идеологических воззрений. Во многих странах СНГ актуальна проблема так называемой салафии — когда молодые люди, нахватавшись верхов в Исламе, считают себя умнее действующих имамов, а то и вовсе выносят «фетвы» по разным вопросам. Для Таджикистана опасны тенденции наметившейся шиитизации тысяч молодых таджиков, выезжающих на обучение в Иран.

Часть этих молодых людей действуют умеренно, другие отличаются известным радикализмом. На основе положений ханафитского мазхаба мы в состоянии совместными усилиями идеологически разоружить этих «юношей с горящими глазами». К примеру, вполне возможно отменить любое правовое решение богословов других стран и эпох, если таковые будут признаны противоречащими принципу «общественной пользы». Это неотъемлемое право просвещенных имамов, которые придерживаются ханафитского принципа истихсана.

14 ноября участники VII Мусульманского форума посчитали нужным создать собственный Совет муфтиев СНГ. Никто со стороны не имеет права диктовать им, представителям независимых государств, что можно создавать, а что — нельзя, с кем им можно объединяться, а с кем — нет. В конце концов муфтияты в России вольны входить в состав централизованных религиозных организаций или выходить из них, создавая пятый, шестой, сто тридцатый «независимый» «центр Ислама». Почему кто-то, уже немало постаравшийся в деле раскола российских мусульман, пытается запретить муфтиям СНГ объединиться?! Не надо им указывать менторским тоном: мол, уже есть Консультативный совет мусульман СНГ и хватит с вас. “It’s not your business”, — сказали бы в таком случае европейцы.

Кстати, о Консультативном совете мусульман СНГ, заседания которого ни разу не проводились. Его возглавил гражданин Азербайджана, председатель Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде. С точки зрения шариата главным имамом (председателем шуры, в которую входят имамы или муфтии) должен быть представитель доминирующего мазхаба. Согласно фетвам, которые издавали шиитские муджтахиды, шиит не может являться имамом в суннитской общине. Так что очень странно, что «мусульмане СНГ» выбрали именно его главой этого виртуального совета.

Если бы данная организация хоть в чем-то проявила свою активность, помогла хоть как-то в решении проблем мусульманской уммы — отношение к ней было бы более определенное. Но на данный момент это недееспособная структура, существующая только в виртуальном пространстве. Она ровным счетом никогда нигде ничего не сделала. Ее не было ни в Кыргызстане после известных событий в Оше и Джалалабаде, ни в Южной Осетии после известного конфликта. Почему?

Как известно, решение о создании Консультативного совета мусульман СНГ было принято в отсутствие кворума, все записанные в его состав представители Совета муфтиев России во главе с шейхом Равилем Гайнутдином на этом заседании не присутствовали и в дальнейшем заседания этого фиктивного органа ни разу не проводились. Могло ли быть иначе? Ведь Консультативный совет мусульман СНГ можно назвать «заупокойным»; как ни прискорбно, члены этого совета уже ушли в мир иной. Участвовавшие в его создании муфтий Кыргызстана Муратали Жуманов, председатель Исламского центра Таджикистана Амонулло Нематзода, муфтий Беларуси Исмаил Воронович умерли. Верховные муфтии Казахстана Абдсаттар Дербисали и Узбекистана Усмонхон Алимов в его работе участия не принимали, хотя и были записаны без их ведома в состав этого нерабочего органа. А его лидер, к сожалению, индифферентен по отношению не только к проблемам мусульман СНГ и России (речь идет о любых актуальных проблемах в принципе, от издания богословской литературы до вопросов миллионов мусульман-мигрантов в российских мегаполисах), но и к проблемам мусульман Азербайджана. Совершенно не случайно, что азербайджанская элита подустала от такого неэффективного менеджмента, хотя и сменить нынешнего руководителя в силу его связей и звания не представляется возможным.

В материале под сомнительным заголовком о том, что мусульмане СНГ якобы консолидировались против Совета муфтиев России, опубликованном на ряде сайтов, делается ряд ложных посылок. В частности, был искажен смысл сказанного президентом России Д. А. Медведевым относительно вопроса, заданного муфтием Чеченской Республики Султаном Мирзаевым во время встречи главы государства с религиозными лидерами мусульман в Уфе 19 ноября.

Поскольку у меня на руках имеется полная стенограмма происходившей беседы, я с удовольствием обнародую ответ президента:

«Уважаемые муфтии! Я сразу, конечно, должен сказать, что государство вообще в помине не имеет никакого намерения что-то навязать — это первое. Второе, я как раз противник того, чтобы умножать новые структуры. Потому что, здесь правильно сказал Султан-хаджи, в этом случае авторитет их просто падает. Чем их больше, тем меньше их авторитета. Но я не хотел бы просто вот навязывать свою точку зрения, вы сами должны определиться, как лучше поступать. То, что создано — должно работать».

Итак, мои комментарии к тексту. Первое. Создание Совета муфтиев СНГ и Совета улемов СНГ — дело выбора самих муфтиев и улемов стран СНГ, и государство к этому процессу никакого отношения не имеет. Это очень хорошее заявление, особенно с учетом того, что многие мусульманские деятели среднего возраста до сих пор с опаской вспоминают вмешательство государства в дела религии в советскую эпоху. Президент как гарант Конституции дал юридически грамотный ответ: ничего никому навязывать не собираемся.

Последний выступающий на встрече мусульманских религиозных деятелей с президентом РФ спецпредставитель СМР по работе со странами СНГ Дамир-хазрат Мухетдинов констатировал сказанное президентом: «И как Вы правильно сказали, конечно, суверенное право глав Духовных управлений самим определять форматы: быть ли им в составе Совета муфтиев СНГ или Совета улемов СНГ. Муфтии СНГ, которые принимали участие в форуме, [со своей стороны] сказали: “Мы ждали как глоток свежего воздуха, как глоток чистой воды именно этого интеграционного процесса”».

Второе. Создаваемые структуры должны быть работоспособны. Виртуальные советы, не имеющие ни веса, ни авторитета, не рассматриваются лицами, принимающими решение, априори. «То, что создано — должно работать», в противном случае незачем и объявлять о них на весь белый свет.

Третье. Государственная власть против того, чтобы множились неработоспособные структуры. «Чем их больше, тем меньше их авторитета», — сказал президент. Наплодившиеся в последнее время десятки клонированных централизованных религиозных организаций мусульман в самой России — лучшее подтверждение слов президента. Теперь их заказчикам надо поломать головы, как отписать наверх об этих мертворожденных прожектах, зачем и ради чего они создавались, сколько это стоило и принесло ли хоть какую-то выгоду. Бумеранг, запущенный в сторону, возвращаясь, имеет свойство больно ударять своего хозяина по голове.

— В конце сентября на съезде партии «Единая Россия» было объявлено о намерении Владимира Путина, так много сделавшего в свое время для сохранения единства страны, идти на президентские выборы 2012 года. Как вы считаете, чего следует ожидать народам России, в частности исповедующим Ислам, от предстоящих выборов 2012 года?

 

— По какому пути пойдут, какими приоритетами станут руководствоваться власти России, конечно, зависит от того выбора, который россияне сделают на президентских выборах 2012 года. Потому что именно личность главы государства во многом определяет направление, курс развития страны. В этом смысле решение Владимира Владимировича Путина стало для России залогом надежды на лучшее будущее. Он в самом деле является национальным лидером. Он доказал это за два прошлых срока своего президентства и за четыре года на посту председателя Правительства Российской Федерации.

Правильно вы сказали: Путин сделал самое главное — сохранил единство страны. И не только геополитическое единство, но и единство нации, российского общества. Я считаю, именно Владимиру Владимировичу принадлежит заслуга укрепления и развития Ислама в последние годы в России.

Я помню, как на одном из конгрессов в Москве Владимир Владимирович сказал, что в современном мире межрелигиозный диалог является важным инструментом сохранения стабильности и процветания. Он поддержал идею подготовки общеевропейской программы действий по борьбе с экстремизмом и ксенофобией. Если глава государства открыто и ясно говорит, что межнациональная и межрелигиозная рознь несет угрозу обществу, единству многонациональной и многоконфессиональной России, это следует понимать как сформулированную идею достижения национального единства. Эта идея близка и мне, и вам, и представителям всех религий.

— В годы президентства Владимира Путина российские мусульмане добились небывалого прежде внимания со стороны государства к роли Ислама в РФ. В частности, Россия вошла в качестве наблюдателя в международные исламские организации ОИК (ОИС) и ИСЕСКО; был создан специальный Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования; реализуются масштабные программы Министерства образования и науки РФ для исламских вузов, Президентская программа подготовки кадров с углубленным изучением Ислама… Ваше мнение: на реализацию каких еще проектов мусульмане должны обратить внимание государства?

— По моему мнению, мусульманам жить в России комфортно. Мы видим высокий уровень государственной поддержки исламских институтов. Я уверен, мусульмане в любом регионе нашей страны это чувствуют. Из того, что еще хотелось бы реализовать, — это, пожалуй, более глубокая и всеобъемлющая политика в области духовно-нравственного воспитания. Я имею в виду, что власть должна в реализации этой политики более активно использовать религиозный аспект. Это касается многих направлений. Например, борьбы против наркомании и пьянства, разрушающих человека, семьи, народы. Это касается возрождения и укрепления нравственных ценностей в обществе. Религия — это ведь самый крепкий фундамент духовного здоровья нации. На нем можно строить будущее страны.

— Владимир Путин в своей статье в газете «Известия» объявил о начале масштабного интеграционного проекта на просторах СНГ в виде Евразийского союза. Ваши оценки: с какими ключевыми проблемами столкнется российское государство при осуществлении этого проекта, в первую очередь во взаимоотношениях с мусульманскими странами СНГ? Как преодолеть эти возможные проблемы?

— Я думаю, что неправильно вообще выделять из этого проекта мусульманские страны. Я не вижу никаких сложностей, которые могли бы стать барьером в наших взаимоотношениях. И тем более не могут быть сложности только из-за того, что эти страны являются мусульманскими. В России проживает около двух сотен национальностей. При этом никаких проблем во взаимоотношениях мусульман России с представителями других вероисповеданий в нашей стране не было и быть не может. Поэтому я уверен, что этот проект обречен на успех и станет очень полезен для всех стран СНГ.

— Во многих странах СНГ остро стоит проблема религиозного экстремизма, который проистекает из неграмотности населения в вопросах религии. Каков, на ваш взгляд, оптимальный пример по ликвидации пробелов в этой сфере имеется в СНГ? Может ли что-то предложить странам СНГ в качестве образца по преодолению религиозной неграмотности возглавляемая вами Чеченская Республика?

— Действительно, религиозная неграмотность молодежи — это один из главных козырей идеологов экстремизма. Особого труда обмануть человека, который не владеет информацией о религии, не составляет. Ему можно рассказывать по этой теме все, что угодно, и использовать его в своих целях.

На самом деле ничего особенного в противодействии религиозному экстремизму придумывать не надо. Если говорить об Исламе, то в первую очередь в мечетях должны быть имамы, получившие хорошее религиозное образование, чтобы усиленно проповедовать нормы Ислама, рассказывать об обязанностях мусульман, правильно толковать Коран и сунну Пророка (мир ему), доходчиво разъяснять молодежи пагубность и опасность для общества идеологии экстремизма. Одним словом, властям на местах необходимо приложить все усилия, чтобы молодежь не была подвержена влиянию экстремистов. Нужно распространять подлинные ценности религии и оберегать общество от чуждых Исламу явлений. Человека, знающего свою и чужую религию, одурманить просто невозможно. Это я вам из личного опыта по Чеченской республике говорю. Поэтому проблема экстремизма у нас не так актуальна, как в других регионах.

— Много говорится о необходимости работы с молодежью, о том, что ее нужно занять чем-то созидательным и полезным, чтобы она не уходила в сферу влияния экстремистов. Чеченская республика — один из редких регионов, где эта работа поставлена на очень серьезном, масштабном уровне. На каких принципах должна основываться работа с молодежью, как найти к ней подход?

— Конечно, ситуация не изменится за день или даже за год. Это ежедневная, кропотливая и всесторонняя работа. Мы вовлекали и продолжаем вовлекать молодежь во все сферы развития республики — от спорта до инновационных технологий. У нас успешно развивается молодежная телерадиокомпания, есть свой Молодежный парламент, тысячи активистов являются членами различных общественных молодежных организаций. Они сами разрабатывают концепцию работы, создают проекты, проводят акции, успешно участвуют во всероссийских и международных конкурсах и форумах. Я думаю, наша молодежь одна из самых активных в стране. Строим спортивные комплексы, чтобы ребята могли реализовать себя в спорте, улучшается образовательная система, ежегодно десятки лучших студентов мы отправляем на учебу в лучшие вузы Европы. Молодые люди все больше приобщаются к религии. Они поняли неискренность и меркантильность идеологов «священного джихада». У бандитов нет шансов вовлечь нашу молодежь в свои грязные дела.

То есть подход к воспитанию и просвещению молодежи должен быть неформальным, заинтересованным, надо работать индивидуально, находить слова для каждого отдельного человека. Это главный принцип — искреннее желание помочь молодому человеку найти ориентиры в жизни.

— Могут ли Духовные управления мусульман и исламские общественные организации повлиять на изменение ситуации на Кавказе, с тем чтобы этот регион перестал быть болевой точкой страны? Что им следует предпринять для этого в первую очередь?

Успех любого начинания заключается в единстве. Думаю, если все духовенство Северного Кавказа, если все мусульмане России выступят единым фронтом против террористов и экстремистов, у них не останется ни одного шанса.

— Ваши пожелания российским мусульманам по случаю мусульманского праздника Ид аль-Адха — праздника жертвоприношения, знаменующего собой покорность воле Бога, соборность и единство всех мусульман вне зависимости от расовой и национальной принадлежности?

— Этот праздник ниспослан нам Всевышним как напоминание о том, что мусульмане должны проявлять милосердие и заботиться друг о друге. Я желаю, чтобы в каждой российской семье, независимо от национальности и вероисповедания, воцарились мир и благополучие.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.