Дореволюционная татарская литература была всецело пропитана идеями, философией и нравственностью ислама. Вполне закономерно, что образ великого пророка Мухаммада широко отражен в многочисленных поэтических и прозаических произведениях. В них подробно описаны жизнь Пророка от самого рождения до смерти, его роль в распространении ислама, истории его сражений, сподвижники и все, что было с ним связано.
Кроме того, довольно широко были распространены и другие разножанровые произведения меньшего объема, описывающие отдельные крупные события его жизни, такие как, например, его джихад (борьба за установление религии), мирадж (вознесение на небо) и различные чудеса.
Наиболее распространенными в рукописных вариантах, а с середины XIX в. и в печатном виде, были сочинения, посвященные рождению Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — "Мавлиду-н-наби«. В этих книгах были переводы с арабского, персидского и турецкого языков, а также собственные оригинальные произведения на татарском языке.
Среди них стоит выделить произведение турецкого автора Сулеймана аль-Барсуи «Мавлиду-н-наби», написанное еще в начале XV в. и состоящее из
Однако совершенно особый интерес для нас представляет литографическое издание Кавама Зульфакарова, составленное и написанное собственноручно самим автором. Эта книга, изданная в 1910 году и состоящая из 64 страниц, посвящена рождению Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и самому празднику Мавлид. Она отличается художественным оформлением и неповторимым внешним видом. Особенно привлекает внимание и даже удивляет вариант этой книги, отпечатанный «золотыми» буквами и черным орнаментом.
Кавам кари (то есть читающий Коран наизусть) Зульфакаров
В книгу Зульфакарова «Мавлиду-н-наби» включены прозаические и поэтические произведения различных авторов. Она открывается вступительной статьей имама-хатыба Пятой Соборной мечети, редактора журнала «Ад-дин ва-ль-адаб» («Религия и нравственность»)
Далее следует глава, где описывается облик пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), а также его личностные качества. Продолжением служит глава
Потом автор приводит рассказ, также в поэтической форме, о молодом человеке, который устроил праздник с помощью одного флорина (денежная единица, золотая монета), доставшегося ему по наследству — в честь дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), празднование которого он увидел во сне
Продолжая, автор поместил стихотворение некоего турецкого поэта из Стамбула, переведенное на татарский язык, в нем звучит приглашение к празднику дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Далее следует ода, начинающаяся с «Бисмилла» и прославляющая существование, восхваляющая Величие и Единство Всевышнего.
Повествование продолжается упоминанием первых пророков и того света, который был присущ им по воле Аллаха, а также об отражении этого света в пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха). Далее следуют описания матери Мухаммада Амины, самого рождения Пророка, описание странных событий и чудес, сопровождавших его рождение. В конце стихотворения рекомендуется встать и произнести приветственную речь «Мархаба!» («Да здравствует!») по случаю рождения Посланника Аллаха. Далее описывается состояние матери Пророка Амины после родов, чудеса, сотворенные грудным младенцем, а также знаменательные события, происходившие у других народов в это время.
Потом приводится молитва, читающаяся после прочтения касыды «Мавлиду-н-наби»
Стихотворение продолжается произведением «Вайс аль-Карани», переведенным с арабского языка и читающимся специальным напевом
Далее следует лирическое стихотворение, посвященное пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), пропитанное глубоким уважением к нему и любовью. Автор произведения не указан.
Затем идет следующее, достаточно объемное поэтическое сочинение, призывающее к мусульманской нравственности — оно так и называется «Нравственность». (Известно о существовании экземпляра этого стихотворения в форме шамаиля, написанного К. Зульфакаровым).
Для привлечения внимания читателя, пробуждения его волнения и интереса в конце книги автор приводит произведение с драматическим сюжетом «Кугарчен дастаны» («Поэма о голубе»). Читатель вновь убеждается в великодушии Пророка (мир ему и благословение Аллаха), крепости его духа и умении стоять на своем слове.
Книга завершается коротким стихотворным произведением «Нигъмату-н-Набийу-л-Карим» («Дары щедрого Пророка»). В самом конце автор указывает свое имя.
Как видно из вышесказанного, Кавам Зульфакаров в этой книге акцентирует внимание на одном важном событии — самом рождении и праздновании дня рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Итак, книга, вобрав стихотворные произведения различных размеров с разнообразием рифм и переплетенная с прозаическими комментариями и рекомендациями, является своего рода пособием для празднования дня рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Уникальность и привлекательность ей добавляют взятые для оформления изысканные стили каллиграфического письма — в основном это «насх» и «сульс». Яркость и оригинальность всего издания во многом зависят именно от этого.
Наиль ИСМАГИЛОВ,
Мавлид ан-Набий. — 2007. — № 1