ТОЛЕРАНТНО-ПЛЮРАЛИСТСКИЕ УСТАНОВКИ
В мае 2015 г. на вторых «Бигиевских чтениях» в Санкт-Петербурге состоялась презентация новой книги главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, доктора философских наук, профессора Тауфика Ибрагима «Коранический гуманизм». Представляем вашему вниманию продолжение интервью с автором.
Продолжение. Начало в предыдущем номере.
— Гуманизм — понятие, означающее интерес к человеку: для чего он приходит в этот мир, что он творит в этом мире и что он получает от Бога за сотворенное в этом мире. Объясните, каков человек с точки зрения Корана?
— По исламу, человек создан по образу Всевышнего, одарен частицей Его духа и поставлен в качестве наместника Божьего на земле. Он призван ее обустроить, создавать культуру, цивилизацию. Трудясь для жизни небесной, словно ему умереть завтра, праведный человек должен трудиться для жизни земной, как если бы он здесь навечно.
Но настоящая книга — это только первая часть многотомного исследования по кораническому гуманизму. Поэтому у книги и подзаголовок «Толерантно-плюралистские установки». Я в ней рассматриваю лишь некоторые аспекты гуманистической интенции мусульманского Писания.
Отдельный том я предполагаю посвятить гуманизму как рационализму. Коран не выдвигает никаких догматов, которые надо принимать вопреки своему разуму. И это есть один из главных моментов коранического гуманизма. Картина мира в Коране существенно рационализируется, фактически отгораживается от вмешательства сверхъестественных сил, притом не только злых духов, таких как демоны и джинны, но и добрых — ангелов. Пророк Мухаммад стал «печатью пророков», последним из них именно в том смысле, что к тому времени человечество вышло из религиозного детства, достигло умственной зрелости, а потому больше не нуждается в прежних, относительно примитивных способах Божьего просвещения и водительства. Отныне ты сам, своим разумом будешь устраивать свою жизнь, — такое высокое доверие к человеческому разуму и есть величайший гуманизм.
Что же касается настоящей книги, то в ней освещаются три главные темы. Во-первых, — это мысль о едином человечестве при множественности религий. Хотя люди разные по вероисповеданию, но они братья по человечеству. Что больше всего нам нужно сегодня, то это осознание этого братства. Братство всех людей и как созданий единого Творца, сотворенных из единой сущности — праха, и как сыновей единых прародителей — Адама и Евы. В этой связи показательны стихи одного арабского поэта, которые я цитирую в книге. Он говорит: «Раз я из праха, вся земля — родина моя, / И все люди на ней — мне родня». До такого уровня понимания мы еще не поднялись. Мы говорим: мы братья по Адаму и Еве, но одни купаются в золоте, а другие умирают с голода. Мы очень далеки от постижения высокой идеи, что мы все сыновья Адама и Евы.
Во-вторых, — это плюралистская установка. Наличие многих религий в мире Коран объявляет Божьим предначертанием и, более того, строго предостерегает от любых попыток насильственного упразднения этого разнообразия. С этим связан принцип свободы вероисповедания, четко выраженный в коранических словах: «Нет принуждения в религии!» Война дозволяется Богом лишь в оборонительных целях. А за перемену религиозной принадлежности Коран не устанавливает каких-либо земных санкций.
Этот плюрализм распространяется и на сферу спасения. Коран недвусмысленно провозглашает: всякий, кто уверует в Бога и творит добро, попадет в Рай. В Коране заложена и идея о том, что Бог осенит всех людей Своей милостью: после более или менее продолжительного наказания Он простит всех грешников. Ведь Господь — всеблагой, и Он создал человека с благой, правоверной природой. Он дал ему свободу, чтобы посмотреть, как он ей воспользуется. Все грехи, содеянные человеком, — это словно раковая опухоль на здоровом теле. Дабы освободить от недуга, Бог подвергает грешника наказанию. Как хирург, вскрывает, делает больно. Значит, кара Божья служит лишь средством, но никак не самоцелью. Разве Ему доставляет наслаждение видеть, как люди горят в Аду вечно?! Нет же, наказание нужно, чтобы исправить недуг, которым поражено тело. Такая мысль заложена в самом Коране. И это очень мощный гуманистический порыв.
В-третьих, Коран практически отменяет смертную казнь. Это для меня принципиальный момент. Я сам сначала даже не поверил своим глазам: чтобы в условиях относительно дикой Аравии, в
В Коране смертью наказывается только разбой на большой дороге, что, на мой взгляд, равносильно сражению, войне против общества. То есть Коран дозволяет лишить человека жизни лишь в том случае, если тот идет с мечом против мусульман. В этом смысле можно сказать, что в Коране нет смертной казни. Не в порядке полемики замечу: в самой Библии почти сорок деяний, которые заслуживают смертной казни.
Мы и сейчас видим, что далеко не во всех странах отменили смертную казнь. Такую отмену мы выдаем за величайший гуманизм нашего века. А Коран 14 веков назад утвердил такие ценности — вот именно об этом говорится в моей книге.
— А что насчет социально-политических проблем, положения женщины, рабства и прочих подобных тем?
— Это как раз предмет отдельного, третьего тома. Могу сказать кратко: великий гуманизм Корана состоит в том, что он ввел минимальное количество законов. Вопреки распространенным представлениям, будто Коран подробно расписал человеку, как надо жить, — абсолютно в Коране противоположная тенденция. В Коране написано: «О верующие! Не спрашивайте о вещах, которые, если будут разъяснены Богом, отягощают вас». И в сунне сказано: «Самый неугодный для Бога тот, кто спрашивает Пророка о некоторой вещи, а потом Бог из-за этого вводит какое-то ограничение».
В отношении политики самым ярким примером этому является тот факт, что пророк Мухаммад себе преемника не назначил. Вы сами должны решать эти и подобные им мирские вопросы. Не дело Откровения их решать. Вы достигли уже того умственного развития, когда можете эти вопросы решать сами. Это ребенку нужно держать ложку и подносить ко рту, для студента университета такое обучение не нужно. Мы не нуждаемся в таких формах воспитания и обучения, которые раньше были. Об этом ярко говорил и Муса Бигиев, и Мухаммад Абдо. Пророк принес открытую религию.
Такая открытость проявляется даже в области культовых предписаний. Если бы Бог хотел зафиксировать число ежедневных молитв, то в Коране нашлось бы место для этого. Или 2,5% заката. Но нет, Бог оставил это на усмотрение Пророка. И Пророк принял оптимальное решение для того времени. Но если бы Богу было угодно, чтобы бы такое предписание действовало на все времена и на всех странах и континентах, это наверняка было бы в Коране. И не надо быть гениальным человеком, чтобы понимать такую простую вещь.
— Таким образом, «Коранический гуманизм» — это начало Вашей большой многотомной работы, в которой будут рассматриваться различные аспекты коранического гуманизма.
— Да, гуманизма, который заповедует Коран, но который исторически не был освоен в должной мере. Это малоизвестный гуманизм. Не случайно же я назвал цикл статей «Вперед, к кораническому исламу!» Именно вперед! Там, в Коране, все это заложено.
— Значит, — читайте Коран! Благодарю Вас за беседу.
Беседовала Ольга СЕМИНА