День Ашура, известный еще с древнейших времен, является десятым в месяце мухаррам, и потому носит такое название («ашара» переводится с арабского как «десять»). Эту памятную дату принято называть также и Днем поминания пророков, так как именно на этот день, по разным преданиям, пришлись несколько событий, произошедших с великими пророками Нухом и Мусой (да благословит их Аллах и облагодетельствует).
То, что об этом дне знали в Мекке еще до ислама, известно из нескольких хадисов, а в одном из преданий приводится интересное событие, послужившее началу соблюдения поста среди племени курайшитов: «Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: «Поститесь в день Ашура — это будет способствовать искуплению греха». Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословения Всевышнего) еще до своей пророческой миссии стремился к благочестию и праведности, используя для этого даже малейшую возможность. Поэтому зная о святости этого дня, он всегда старался поститься в этот день. После переселения в Медину Пророк узнал о том, что местные иудеи также соблюдают пост в день Ашура. По их словам, таким образом они вспоминали о чудесном избавлении пророка Мусы (мир ему) от войска Фараона, так как то событие пришлось на десятый день этого лунного месяца. Услышав это, Посланник Аллаха сказал, что мусульмане более близки к пророку Мусе, и повелел своим сподвижникам соблюдать пост в этот день. В силу того, что пост в месяц рамадан еще не стал обязательным, мусульмане с радостью откликнулись на веление Пророка. Однако после того, как пост в месяц рамадан стал обязательным предписанием (т. е. фардом), пост в день Ашура (наряду с постом в день Арафата) стал наиболее предпочтительным из всех дополнительных постов.
Некоторые светские ученые считают, что ислам является компиляцией иудейской и христианской религий, однако это мнение основано лишь на том, что эти три вероучения происходят от одних и тех же прасемитских корней. А что касается схожести, то ведь в Коране не утверждается о том, что иуда-изм и христианство не оставили в себе Божественного начала, там говорится лишь о том, что они исказились, в результате чего сбились с прямого пути. Именно поэтому в Коране существует аят, в котором говорится: «Мы ниспослали тебе это Писание с истиной в подтверждение того, что было до него из Писания» (Св. Коран, 5: 48). То есть этими аятами Коран подтверждает истинность тех моментов, которые сохранились в Библии от Аллаха, например, принцип единобожия — Иисус [сказал], что первая из всех заповедей: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый, и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (от Марка, 12:
Так же и в отношении этого дня — чтобы мусульмане не подумали, что их религия является заимствованной от иудеев или христиан, была внесена мудрая поправка — наиболее желательным стал считаться пост не только в десятый, но и в девятый, а также одиннадцатый дни месяца мухаррам. Таким образом, пост можно держать и три, и два, и один день. И хотя при этом соблюдение поста не является обязательным, следует отметить и то, что наградой за искренний пост в день Ашура, согласно одному из хадисов, является очищение от грехов. Посланник Аллаха сказал по поводу вознаграждения за пост в этот день: «Я надеюсь, что Аллах простит (грехи) за весь прошлый год» («Сахих» Муслима).
Однако в истории ислама этот день известен также и другой, весьма печальной и трагической датой — 10 мухаррама 61 г. по хиджре (10 октября 680 г.) в месте под названием Кербела смертью шахида погиб внук Пророка Мухаммада Хусейн (да благословит их всех Аллах и ниспошлет им мир). Его смерть оставила в памяти мусульман (особенно той эпохи) неизгладимое чувство. Передается, что многие сахабы (сподвижники Пророка) видели в ту ночь Посланника Аллаха в своих снах в горе и печали. Почему же в этот день многие современные мусульмане забывают об этой трагической дате, отмечая день Ашура в качестве праздника? Разве представитель дома Пророка (али Мухаммад), которому мы, в числе других представителей Ахлюль-байт, каждый день в намазе читаем салаваты (Аллахумма салли аля Мухаммад ва аля али Мухаммад), не достоин нашей любви и воспоминаний? Разве имам Хусейн вместе со своим братом имамом Хасаном (да помилует их Аллах) не является, согласно хадисам Пророка (мир ему и благословения Всевышнего), господином всей молодежи в раю? — «Он и его брат — предводители юношей в Раю» («Сахих» аль-Бухари).
Разве имам Хусейн пошел в этот поход не ради Аллаха? Напротив, он, слыша предупреждения своих единомышленников о возможном предательстве со стороны жителей Куфы, не побоялся выступить против несправедливости, против нарушений шариата. Из истории известно, что отряд имама составлял всего лишь менее ста человек, в число которых входили и женщины с маленькими детьми. Справедливо ли поступили войска халифа, окружившие и продержавшие этот отряд в осаде в течение десяти дней? Но даже среди этого войска в течение этих дней никто не решался напасть на внука Пророка, который по преданиям сподвижников был очень похож на своего дедушку — Посланника Аллаха. Так правильно ли праздновать эту трагическую дату или не обращать на нее никакого внимания, выкинув из головы нашу историю? Каждый мусульманин в знак памяти о своих усопших родственниках старается почтить дату их смерти, читая Коран и делая дуа за их души. Но ведь для всех мусульман самыми любимыми должны быть Пророк и его семья, что подтверждается и хадисами, и салаватами.
Естественно, что при этом верующие не должны переходить границы дозволенного, подвергая себя истязаниям или доводя себя до истерики. Но разве разумно при этом полностью игнорировать мученическую гибель нашего имама? Кто-то скажет, что Пророк нам об этом ничего не говорил — но как же он мог об этом сообщить, если его внук стал шахидом после того, как ни Пророка, ни четырех праведных халифов уже не стало?! Можно сколько угодно рассуждать о соответствии поминания усопших сунне, но трудно представить, чтобы Посланник Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего) праздновал бы день гибели своего внука. Наверное, он не только плакал бы в этот день (так же как плакал в день смерти своего маленького сына Ибрахима), но и читал бы молитвы.
И какая разница в данном случае между шиизмом и суннизмом — разве суннитам полагается меньше любить Пророка и его семью (да благословит их Аллах и ниспошлет им мир). Мы все — слава Аллаху, мусульмане, и в этом конкретном случае по отношению к трагической гибели внука Пророка никакой разницы между нами быть не должно. Некоторые грамотные мусульмане уже осознали это, в результате чего, например в Турции, и шииты, и сунниты вместе отмечают эту дату так, как это и полагается в исламе — совместным чтением Корана и молитвами. День Ашура как раз и должен стать отправной точкой объединения всех без исключения благоразумных, стремящихся к миру и согласию мусульман. Ведь не случайно же из всех дней в году имам стал шахидом именно в этот день — день, который мусульмане избрали в качестве дополнительного поста; день, который уже вписан в нашу историю. Поэтому нет никаких сомнений, что читать молитвы за усопших в этот день, произносить салаваты за Пророка и его семью является деянием не только благочестивым, но и богоугодным.
dumrf.ru