Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль Хаттаб сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: „Поистине, дела [оцениваются] только по намерениям, и, поистине, каждому человеку [достанется] только то, что он намеревался [обрести]. Так, совершивший переселение к Аллаху и Его Посланнику, переселится к Аллаху и Его Посланнику (т. е. переселение его будет принято, и за это он получит награду), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится [лишь] к тому, к чему он переселялся“»
(Бухари, 1; Муслим, 1907).
ВАЖНОСТЬ ХАДИСА
Этот хадис являет собой одну из основ религии, и с ним связано большинство ее установлений, что ясно видно из высказываний ученых. Так, Абу Дауд говорил: «Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оцениваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религиозность человека может проявляться внешне, и это — дела (поступки), либо внутренне, и это — намерение».
Имам Ахмад бин Ханбаль и Идрис аш-Шафи‘и сказали об этом хадисе следующее: «Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания. Объясняется же это тем, что поступки человека могут совершаться посредством сердца, языка и остальных органов тела. Таким образом, намерение, возникающее в сердце, является одним из трех вышеупомянутых составляющих».
Ибн Дакыйк аль-‘Ид об этом хадисе сказал следующее: «Этот хадис один из тех, на которых основывается религия».
Зубайд аль-Йамами говорил: «Я люблю и предпочитаю, чтобы каждое мое дело сопровождалось соответствующим намерением».
Некоторые праведные предшественники говорили: «Кого радует полноценность, совершенство его [праведных] дел и поступков, пусть сделает совершенным свое намерение, (то есть пусть делает все ради довольства Всевышнего)».
Ученые любили начинать свои труды с этого хадиса. Они поступали так для того, чтобы обратить внимание человека на необходимость постоянной корректировки своих намерений. И действительно, этот хадис достоин упоминаться в начале любой книги и изучаться первым. Каждый верующий, совершая какие-либо богоугодные дела, должен стремиться достичь довольства Творца.
ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ХАДИСА
Имам ат-Табари в своей книге «Муджамаль-Кябир» со слов сподвижника пророка Мухаммада ибн Мас‘уда приводит историю появления этого хадиса: «Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась вый-ти за него замуж, если он не переселится, и тогда он переселился и женился на ней, а потом мы стали называть его „переселенцем Умм Кайс“».
ОБЪЯСНЕНИЕ ХАДИСА
1. Намерение — условие поклонения и вознаграждения.
Что такое намерение? Намерение — это твердая решимость совершить богоугодное дело с целью приблизиться ко Всевышнему. Намерение находится в сердце, душе. Произносить его вслух нет необходимости, и, более того, это не является сунной. Однако если произнесение вслух помогает сконцентрироваться, то тогда это приветствуется. Намерение иначе можно назвать искренностью. Когда верующий совершает богоугодное дело только ради довольства Творца, его не волнует мнение людей, но при этом он не является причиной хулы людей в его адрес. То есть он страшится только Всевышнего и делает что-либо только ради Его довольства, но при этом он не делает вещи, которые становятся объектом обсуждения людей.
По единодушному мнению ученых, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчет с точки зрения шариата. Но совершение их принесет награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно. Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения, например молитвы, хаджа, поста и т. д., является одним из его обязательных условий. Великий толкователь Корана Насрутдин Байдави сказал: «Дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут считаться недействительными. Намерение и поступки человека подобны душе и телу. Тело не может существовать без души, и душа не может найти свое проявление в этом мире без связи с телом».
В свою очередь богословы ханафитской богословско-правовой школы отметили, что омовение, совершенное даже без соответствующего намерения, является действительным, но за подобное совершающий омовение не получит вознаграждение.
Любое полезное и благое дело вознаграждаемо Всевышним благодаря доброму намерению, искренности и стремлению снискать Его благоволение. Ежедневные расходы на содержание подопечных, сон, время отдыха и восстановление сил для выполнения обязательств перед Богом, семьей и окружающими благодаря правильному намерению засчитываются как поклонение, и потому вознаграждаемы.
Как известно из достоверных хадисов, Аллах не нуждается в благодеяниях людей, равно как и их греховные поступки не могут чем-либо навредить Творцу. Он также не нуждается ни в молитвах молящихся, ни в постах соблюдающих пост. Все совершенные благодеяния человека ему же пользу и принесут, греховные же — напротив. И случится это тогда, когда не смогут помочь ни дети, ни богатства, а именно в день Великого Суда.
Сообщается в Коране: «Всевышний ни в ком и абсолютно ни в чем не нуждается [ни в людях, ни в ангелах, ни в джиннах, сотворенных Господом не из нужды в них, а в качестве наглядного примера Его величия и могущества. Предписания же Его — одна из форм проявления милости к Своим Творениям, ради их блага как мирского, так и вечного] » (Св. Коран, 29: 6).
2. Переселение.
Если мусульманин не может открыто совершать обряды своей религии, он может переселиться туда, где это будет возможно.
Кроме того, важно знать, что слово «хиджра» означает не только «переселение», но и «оставле-ние того, что было запрещено Богом». Об этом свидетельствуют слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), который сказал: «... А мухаджиром является [лишь] оставивший то, что запретил Аллах» (Бухари, 10).
Но Богу лучше известно, где от человека будет польза его мирскому и вечному мирам. Поэтому каждый пусть старается привносить позитив и радость там, где он находится. Но если кто-либо чувствует себя «не в своей тарелке», пусть обратится к Всезнающему и Всемогущему с мольбой и положится на Его мудрое решение.
3. Вознаграждение только за одно намерение?
Хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но не сможет претворить задуманное в жизнь в силу непреодолимых условий, например болезни, смерти или чего-либо другого, то человек все равно получит за это награду. И размеры вознаграждения зависят от решимости намерения.
Например, кто-либо твердо решил ночью встать для совершения дополнительной молитвы. При этом он сделал все от себя зависящее: завел будильник, имел соответствующие намерения, но просыпается только на утреннюю молитву. Всевышний по милости Своей засчитает ему совершение дополнительной ночной молитвы.
Другой пример: один попросил второго оказать ему помощь в чем-либо, тот согласился, а помощь уже не понадобилась. Всевышний запишет ему вознаграждение, будто бы он действительно оказал второму помощь.
Интересен следующий коранический аят: «До Аллаха никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же, доходит до Него набожность, исходящая от вас» (Св. Коран, 22: 37).
4. Искренность в намерениях.
Хадис учит нас быть искренними в делах и поклонении, чтобы благодаря этому мы получили награду в мире вечном, а в мире этом — содействие и успех. Обратная сторона этой медали в том, что если богоугодное дело сопровождается неправильным намерением (если преследуется иная цель, кроме достижения довольства Всевышнего), то оно может стать греховным.
В достоверном хадисе, которое передают имамы аль-Бухари и Муслим, говорится: «Один бедуин пришел к Посланнику Всевышнего и спросил: «О Посланник Аллаха! Один сражается (трудится), чтобы получить трофеи (материальный достаток). Другой сражается ради славы, а третий сражается напоказ. Кто же из них на пути Всевышнего?» На это Посланник Всевышнего ответил: «На пути Аллаха находится тот, кто сражается, чтобы превыше всего было слово Аллаха».
Также передается, что Посланник Всевышнего изрек: «Кто обучается знанию, которое приобретается только ради лика Всемогущего и Великого Аллаха, с намерением добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в день Воскресения не ощутит благоухания Рая».
Посланник Всевышнего боялся за свою общину, что она впадет в малое многобожие. И он разъяснил, что малое многобожие — это совершение чего-либо напоказ. Ученые говорили, что если последнее имеет место, богоугодное дело лишается вознаграждения. Другая группа ученых даже высказывала суждение, что в этом случае поклонение станет недействительным.
Представьте себе следующую картину:
Занимается человек своими делами. Вдруг кто-то из проходящих мимо сообщает, что такой-то заболел и находится в больнице и что он направляется к нему. Он тоже решил навестить его вместе с остальными, так как вспомнил, что больной некогда посещал его, когда тот болел. У него намерение только физически посетить его, а вовсе не исполнить рекомендацию Пророка и приблизиться ко Всевышнему. Ему вознаграждение за это не полагается.
Поэтому можно увидеть тех, кто перед совершением какого-либо богоугодного дела останавливается на пару секунд, чтобы вспомнить Всевышнего и сделать это ради Его довольства.
5. Праведные предшественники.
Праведные предшественники до и после совершения богоугодного дела большое внимание уделяли пяти вещам:
Искренность. Ведь без нее даже самые вознаграждаемые дела теряют свое величие. И кто стремится к ней, Всевышний облегчает ему этот путь. Признаком же искренности является то, что человек не желает осведомленности людей о его праведном поступке. Он также не стремится и не желает услышать похвалы людей в его адрес, ведь он прекрасно знает и понимает, что этот мир перед Аллахом не представляет ценности, равной даже крылышку комара. И перед совершением чего-либо он смотрит: если это дело совершается ради лика Всевышнего, то делает. А если нет, то нет.
Соответствие Корану и сунне. Он следит за тем, чтобы совершаемое им дело не противоречило Корану и жизненному пути благородного посланника Мухаммада.
Мольбы о помощи ко Всевышнему. Он молит Всевышнего о Его благословении. Ведь он прекрасно понимает свою несостоятельность, кроме как по милости и всемогущества Творца. И только Он является единственным Творцом.
Сообщается, что Ибн аль-Каййим сказал: «Когда верующий говорит: «О Аллах, я совершил молитву, и повинуюсь я Тебе», Владыка отвечает: «Я содействовал тебе в этом и соблаговолил». А когда верующий говорит: «О Господь, [по Своему извечному знанию] Ты предначертал мне то-то и то-то», Всевышний отвечает: «Ты стремился к этому и приобрел [желаемое] ».
Утаивание добрых поступков. Он старается скрывать свои добрые поступки так, как скрывает свои грехи. Он стремится посредством всего этого снискать довольство Творца.
Мольбы о принятии дел. Он сильно желает совершать богоугодные деяния и одинаково желает, чтобы они были приняты. Ведь принятие Всевышним — это плоды трудов. А труды без плодов — это убыток. И каждый, кто совершает добрые дела, желает, чтобы они были приняты. Да примет Всевышний труды каждого!
Ильяс ГАНИЕВ,
имам Московской Мемориальной мечети