В дни торжественного открытия нового комплекса Московской Соборной мечети особенно символично вспомнить имена основателей, меценатов, имам-хатыбов, муэдзинов — всех тех, благодаря которым в Выползовом переулке уже более 110 лет не прерывается мусульманская жизнь. Сейчас завершается работа и над монографией, посвященной жизни и деятельности имам-хатыба Ахметзяна Мустафина
Авторами монографии являются имам-хатыб Московской Соборной мечети, кандидат исторических наук Ислам Зарипов и историк, кандидат педагогических наук Марат Сафаров. Глава из будущей книги, подготовленная к печати специально для читателей газеты «Медина аль-Ислам», посвящена одному из важнейших деяний Мустафина — спасению мечети в конце
В
Подобные старые московские районы постепенно сносились в связи с программами массовой жилой застройки. Однако многие здания в западных окрестностях начальной части проспекта Мира в конце
В октябре 1974 года на
Согласно проекту, предполагалось освободить практически всю территорию от проспекта Мира до стадиона «Буревестник» от существовавшей застройки, что создало бы зрелищную панораму спортивного комплекса «Олимпийский» для проезжавших по проспекту Мира или идущих пешком от одноименной станции метро. По существу, сохранить предполагалось лишь закрытую православную церковь Филиппа Митрополита, находящиеся рядом здание школы, где учился летчик-космонавт В. М. Комаров, и дом, где жил знаменитый актер Малого театра XIX века М. С. Щепкин. По линии улиц Щепкина, Гиляровского, части улицы Дурова, в окрестных переулках планировалось снести все здания, за исключением нескольких старинных особняков или уже существовавших там многоквартирных домов, а также знаменитого Уголка Дурова. Московской Соборной мечети среди зданий, подлежавших сохранению, не было...
Ахметзян Мустафин понимал, что угроза существованию Московской Соборной мечети становится реальной и необходимо предпринимать срочные меры по спасению духовного центра московских мусульман. Блестяще разбирающийся в советской действительности Ахметзян Мустафин осознавал, что в борьбе за мечеть у него есть шансы на успех. Понимал он также, что условия «общества развитого социализма» не предполагают проявление любой самостоятельности со стороны религиозных деятелей, проявления социальной активности, в том числе при решении вопросов, непосредственно касающихся жизни общин.
Спасти здание религиозной общины в Москве
В этой практически неразрешимой ситуации Ахметзян Мустафин отчетливо понимал, что необходимо апеллировать к прагматизму советской бюрократии, убеждать в международном значении существования единственной в советской Москве мечети, при том что афро-азиатский вектор советской внешней политики сохранял в
После её предполагаемого исчезновения политическим и общественным деятелям из афро-азиатских стран, прибывающим в Москву, уже нельзя было продемонстрировать подобный легендарный символ существования ислама в СССР. Характерно, что в 1977 году в Москве прошла международная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами», для участников которой в Московской Соборной мечети был дан прием.
В результате постепенно прагматичная линия по вопросу существования мечети стала преобладать над ортодоксально-партийной. В условиях холодной войны, борьбы за сферы влияния в мире, за расширение мировой социалистической системы даже такой незначительный с точки зрения глобальных международных отношений факт, как исчезновение мечети в Москве, мог иметь негативные последствия для образа СССР в странах мусульманского мира. К тому же представители дипломатического корпуса мусульманских государств, во время своего пребывания в СССР регулярно бывавшие в Московской Соборной мечети (обычно они посещали праздничные молитвы, хорошо знали Ахметзяна Мустафина), безусловно, слышали о возможной утрате мечети и выражали свое беспокойство по этому поводу.
К 1978 году стало ясно, что Московская Соборная мечеть уцелеет. Конечно, до 1980 года еще оставалось время и все могло измениться. Но все-таки никакой информации со стороны городского руководства, а также из Совета по делам религии в мечеть больше не поступало. К тому же в Выползовом переулке все жилые здания были уже снесены, целиком исчезли с карты Москвы соседние Тополев и Серединский переулки, и мечеть впервые стала полностью видна не только со строительной площадки спорткомплекса «Олимпийский», но и со стороны улицы Дурова. Почти вся нечетная сторона улицы Дурова, то есть часть, прилегающая к мечети, была снесена. После реконструкции района сохранился рельеф улицы Дурова — заметный спуск возле мечети, в сторону нового Олимпийского проспекта, вызванный протекающей в трубе под мостовой знаменитой московской рекой Неглинкой.
В 1980 году спортивный комплекс «Олимпийский» торжественно открылся. В нем, как и предполагалось, летом 1980 года прошли намеченные спортивные мероприятия. И после игр долгие годы он сохраняет статус одного из крупнейших спортивных сооружений в Европе. Примечательно, что на территории Олимпийской деревни на юго-западе Москвы в одном из зданий летом 1980 года существовало временное молитвенное помещение для участников игр — мусульман.
В 1983 году председатель Моссовета В. Ф. Промыслов отмечал, что «хороший пример старого и современного — Спортивный комплекс „Олимпийский“. Моссовет бережно сохранил церковь XVIII века, дом великого актёра М. Щепкина и по просьбе представителей стран народной демократии здание мечети» (курсив авторов статьи).
Московскую Соборную мечеть продолжал возглавлять Ахметзян Мустафин, совершивший в конце
Ислам ЗАРИПОВ,
имам-хатыб Московской Соборной мечети,
кандидат исторических наук
Марат САФАРОВ,
историк, кандидат педагогических наук.