Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Ахметзян-хазрат Мустафин: страницы истории Московской Соборной мечети
29.09.2015

В дни торжественного открытия нового комплекса Московской Соборной мечети особенно символично вспомнить имена основателей, меценатов, имам-хатыбов, муэдзинов — всех тех, благодаря которым в Выползовом переулке уже более 110 лет не прерывается мусульманская жизнь. Сейчас завершается работа и над монографией, посвященной жизни и деятельности имам-хатыба Ахметзяна Мустафина (1902–1986), имя которого неразрывно связано с мечетью, сохранением исламских традиций в СССР. Несколько десятилетий с минбара Московской Соборной мечети, с трибун международных конференций, во время встреч с советскими и зарубежными политическими лидерами, в домах своих прихожан Ахметзян-хазрат неизменно отстаивал интересы мусульман, пользовался любой возможностью распространить ценности мусульманской религии.

Авторами монографии являются имам-хатыб Московской Соборной мечети, кандидат исторических наук Ислам Зарипов и историк, кандидат педагогических наук Марат Сафаров. Глава из будущей книги, подготовленная к печати специально для читателей газеты «Медина аль-Ислам», посвящена одному из важнейших деяний Мустафина — спасению мечети в конце 1970-х гг.

В 1970-е годы район Мещанских улиц, где была расположена Соборная мечеть, представлял собой один из стремительно исчезавших типичных уголков старой Москвы. Неподалеку от мечети проходила широкая магистраль — проспект Мира (бывшая 1-я Мещанская улица), застроенная преимущественно величественными домами в стиле сталинского ампира, а по обеим сторонам от проспекта преобладала малоэтажная застройка, в том числе деревянная. До конца 1970-х годов неподалеку от мечети еще проживали некоторые старые прихожане, а сам Выползов переулок сохранял татарский колорит. Много татар продолжало жить в Тополевом переулке, на улицах Гиляровского и Щепкина (до 1966 года — 2-я и 3-я Мещанские), на улице Дурова (Старой Божедомке). Наибольшим религиозным авторитетом для местных татар, как и для всех московских мусульман, был Ахметзян Мустафин.

Подобные старые московские районы постепенно сносились в связи с программами массовой жилой застройки. Однако многие здания в западных окрестностях начальной части проспекта Мира в конце 1970-х гг. должны были быть ликвидированы в связи с иными задачами.

В октябре 1974 года на 75-й сессии Международного олимпийского комитета в Вене столицей Летних Олимпийских игр 1980 года была объявлена Москва. Это стало большой победой СССР не только в спортивном, но и в идеологическом плане, поскольку впервые подобное событие планетарного масштаба проходило в советской столице. Одним из ключевых объектов для проведения игр в Москве должен был стать грандиозный спортивный комплекс «Олимпийский». Местом для его строительства выбрали территорию небольшого стадиона «Буревестник» близ проспекта Мира и улицы Дурова, в нескольких десятках метрах от Московской Соборной мечети...

Согласно проекту, предполагалось освободить практически всю территорию от проспекта Мира до стадиона «Буревестник» от существовавшей застройки, что создало бы зрелищную панораму спортивного комплекса «Олимпийский» для проезжавших по проспекту Мира или идущих пешком от одноименной станции метро. По существу, сохранить предполагалось лишь закрытую православную церковь Филиппа Митрополита, находящиеся рядом здание школы, где учился летчик-космонавт В. М. Комаров, и дом, где жил знаменитый актер Малого театра XIX века М. С. Щепкин. По линии улиц Щепкина, Гиляровского, части улицы Дурова, в окрестных переулках планировалось снести все здания, за исключением нескольких старинных особняков или уже существовавших там многоквартирных домов, а также знаменитого Уголка Дурова. Московской Соборной мечети среди зданий, подлежавших сохранению, не было...

Ахметзян Мустафин понимал, что угроза существованию Московской Соборной мечети становится реальной и необходимо предпринимать срочные меры по спасению духовного центра московских мусульман. Блестяще разбирающийся в советской действительности Ахметзян Мустафин осознавал, что в борьбе за мечеть у него есть шансы на успех. Понимал он также, что условия «общества развитого социализма» не предполагают проявление любой самостоятельности со стороны религиозных деятелей, проявления социальной активности, в том числе при решении вопросов, непосредственно касающихся жизни общин.

Спасти здание религиозной общины в Москве 1970-х гг., которую сам Л. И. Брежнев в одном из своих выступлений планировал превратить в «образцовый коммунистический город», было очень непросто. К тому же существование рядом с ключевым олимпийским объектом действующей и активной религиозной общины трудно сочеталось с базовыми идеологическими основами социализма. Образовывалась примечательная для советской Москвы визуальная комбинация — посещавшие столицу первого в мире социалистического государства в дни Олимпиады-80, участники и туристы со всех стран мира увидели бы рядом с крупнейшим спорткомплексом действующую мусульманскую мечеть.

В этой практически неразрешимой ситуации Ахметзян Мустафин отчетливо понимал, что необходимо апеллировать к прагматизму советской бюрократии, убеждать в международном значении существования единственной в советской Москве мечети, при том что афро-азиатский вектор советской внешней политики сохранял в 1970-е гг. свое значение. В кратчайшие сроки Ахметзян Мустафин, всегда отличавшийся особыми организаторскими способностями, подготовил несколько писем-обращений в различные партийные и советские ведомства, в которых подробно разъяснялись особенности деятельности мечети. Подписывали обращения и посещали инстанции по просьбе А. Мустафина пожилые прихожане мечети из числа участников Великой Отечественной войны, награжденные орденами и медалями. В подготовке писем большую помощь А. Мустафину оказал весь состав исполнительного органа Московской Соборной мечети во главе с тогдашним руководителем — Абдулкадыром Валитовым (1946–1980). Разумеется, письма-обращения не могли бы решить судьбу рядового храма. При принятии решения о сносе целого квартала для Олимпиады-80 вопрос о сохранении мечети решить было крайне трудно без согласования между различными ведомствами, ключевыми из которых были Московский горком КПСС и Совет по делам религий. Но в том и заключалось дело, что Московская Соборная мечеть в течение уже двадцати лет (с середины 1950-х гг.) выполняла не только собственно культовую, но и внешнеполитическую функцию.

После её предполагаемого исчезновения политическим и общественным деятелям из афро-азиатских стран, прибывающим в Москву, уже нельзя было продемонстрировать подобный легендарный символ существования ислама в СССР. Характерно, что в 1977 году в Москве прошла международная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами», для участников которой в Московской Соборной мечети был дан прием.

В результате постепенно прагматичная линия по вопросу существования мечети стала преобладать над ортодоксально-партийной. В условиях холодной войны, борьбы за сферы влияния в мире, за расширение мировой социалистической системы даже такой незначительный с точки зрения глобальных международных отношений факт, как исчезновение мечети в Москве, мог иметь негативные последствия для образа СССР в странах мусульманского мира. К тому же представители дипломатического корпуса мусульманских государств, во время своего пребывания в СССР регулярно бывавшие в Московской Соборной мечети (обычно они посещали праздничные молитвы, хорошо знали Ахметзяна Мустафина), безусловно, слышали о возможной утрате мечети и выражали свое беспокойство по этому поводу.

К 1978 году стало ясно, что Московская Соборная мечеть уцелеет. Конечно, до 1980 года еще оставалось время и все могло измениться. Но все-таки никакой информации со стороны городского руководства, а также из Совета по делам религии в мечеть больше не поступало. К тому же в Выползовом переулке все жилые здания были уже снесены, целиком исчезли с карты Москвы соседние Тополев и Серединский переулки, и мечеть впервые стала полностью видна не только со строительной площадки спорткомплекса «Олимпийский», но и со стороны улицы Дурова. Почти вся нечетная сторона улицы Дурова, то есть часть, прилегающая к мечети, была снесена. После реконструкции района сохранился рельеф улицы Дурова — заметный спуск возле мечети, в сторону нового Олимпийского проспекта, вызванный протекающей в трубе под мостовой знаменитой московской рекой Неглинкой.

В 1980 году спортивный комплекс «Олимпийский» торжественно открылся. В нем, как и предполагалось, летом 1980 года прошли намеченные спортивные мероприятия. И после игр долгие годы он сохраняет статус одного из крупнейших спортивных сооружений в Европе. Примечательно, что на территории Олимпийской деревни на юго-западе Москвы в одном из зданий летом 1980 года существовало временное молитвенное помещение для участников игр — мусульман.

В 1983 году председатель Моссовета В. Ф. Промыслов отмечал, что «хороший пример старого и современного — Спортивный комплекс „Олимпийский“. Моссовет бережно сохранил церковь XVIII века, дом великого актёра М. Щепкина и по просьбе представителей стран народной демократии здание мечети» (курсив авторов статьи).

Московскую Соборную мечеть продолжал возглавлять Ахметзян Мустафин, совершивший в конце 1970-х гг., возможно, самое главное дело своей жизни — спасение этой легендарной мечети. Ему предстояло еще несколько лет быть наставником московских мусульман.

Ислам ЗАРИПОВ,

имам-хатыб Московской Соборной мечети,
кандидат исторических наук

Марат САФАРОВ,

историк, кандидат педагогических наук.



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.