Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Первая мечеть
29.09.2015

Хотя обрядовая молитва салят/намаз и была предписана еще в начальный период служения Пророка, но собственно молитвенный дом, мечеть, мусульмане могли учредить лишь после переселения-хиджры в Медину. И почти сразу после своего прибытия туда Пророк занялся строительством мечети, которая впоследствии будет именоваться Мечетью Пророка (аль-Масджид ан-Набави, или Мас­джид ан-Наби) и навсегда сохранит свой статус главной городской мечети.

Местом для ее постройки была выбрана площадка напротив дома Абу-Аййуба — там, где опустилась на колени верблюдица Пророка, когда он только прибыл в квартал наджжаритов.

По одному из свидетельств, тогда-то Посланник Божий и обратился к наджжаритам:

— Чья это земля?

— Двух сироток из нашего рода, Сахля и Сухайля, — откликнулся Муаз ибн аль-Харис из семейства малик. — Я их попечитель и позабочусь, чтобы они не остались внакладе.

Сообщают также, что сироты находились под попечительством Абу-Умамы (Сада ибн Зурары). Призвав их к себе, Пророк захотел выкупить у них землю, но хозяева предложили ее бесплатно. Посланник Божий отказался принять этот дар от сирот и заплатил свою цену. За участок или он сам дал десять динаров, или же попросил Абу-Бакра выдать сию сумму. Иные говорят, что сиротам покровительствовал Абу-Ай­йуб, который взялся возместить им стоимость земли

Согласно еще одному преданию, когда Пророк вознамерился строить Мечеть, он послал за знатными наджжаритами.

— Давайте поторгуемся о цене вашего участка.

— Боже упаси нас от такой торговли, бери его за-ради Бога.

По одному свидетельству, прежде на этой площадке обычно сушили финики. Но рассказывают также, что здесь располагались кладбище, древние развалины и финиковая роща. Для расчистки территории Пророк распорядился срубить пальмы и разобрать руины. Позже таковое пригодилось в строительстве. Останки похороненных он велел перенести в другое место.

Еще до хиджры часть этой земли была выделена под беседку, где мединские мусульмане под руководством Абу-Умамы собирались на молитву.

В той беседке Пророк провел первые двенадцать дней после прибытия в Медину, до окончания строительства Мечети и жилья.

И вот начали возводить Мечеть. На стройке слаженно трудились и мухаджириты, и ансариты. Пророк работал наравне с остальными, вдохновляя всех своим примером.

Рассказывают, как однажды он взвалил на плечи большой камень. Кто-то заметил это:

— О Посланник Божий, позволь мне потащить его.

— Лучше возьми другой. Ты не более меня нуждаешься в награде Господней.

Радость от совместного дела с Пророком подвигла одного из строителей к сочинению песни, в которой были такие строки:

Когда вместе с нами трудится Пророк,

Сидеть сложа руки — тяжкий порок.

Захваченные общим делом, мусульмане распевали и другие песни. Вот слова одной из них:

В будущей жизни — истинное пребывание,

Ансаритам и мухаджиритам — Божье благословение.

Каждому Пророк подбирал работу, в которой тот был искуснее других. Заметив как-то раз, что выходец из Йамамы, Талк ибн Али, лучше всех управляется с замесом раствора, он вверил это дело одному ему, отстранив остальных. «Да благословит Господь того, кто владеет своим ремеслом», — напутствовал Посланник Божий.

Строителям Мечети запомнилось его предсказание, явившееся очередным знаком небесного избранничества Пророка. Как-то, идя по площадке, он пересекся с Аммаром ибн Йасиром, груженным кирпичами.

— О Посланник Божий, помираю, нет моченьки, столько взваливают на меня! — простонал тот.

— Бедняга ты, о сын Сумаййи! Не через них придет к тебе погибель, а от преступной стороны! — и Пророк смахнул рукой пыль с макушки Аммара.

Согласно другой версии, участники строительства переносили по одному кирпичу, а Аммар брал по два. Заметив это, Пророк подошел к нему, стряхнул пыль со спины и сказал: «Бедняга Аммар, ждет тебя погибель от преступной стороны».

Пророчество сбылось на 37/657 году, когда Аммар пал в гражданской войне, в битве при Сыффине, сражаясь на стороне Али против Муавийи.

В строительных работах принимали участие все — от бедного до богатого. Не отставать решили даже те, кто отличался чрезмерной опрятностью. Чтобы не замарать одежду при перетаскивании кирпичей, чистюли старались держать их подальше от себя, а доставив на место, принимались отряхиваться изо всех сил, сбивая с рукавов и одежды пыль.

Судя по всему, о них-то и были сложены стихи, которые распевал Али:

Кто, не жалея сил, строит мечети,

А кто брезгливо чистится от пыли, —

Тот и другой, подумай, равны ли!

Как гласит одна версия, в плане Мечеть представляла собой квадрат, каждая из сторон которого по протяженности равнялась ста локтям. Другие сообщают, что первоначально основание было длиной в семьдесят локтей и шириной в шестьдесят локтей, позже, после завоевания Хайбара (на седьмом году хиджры), Пророк перестроил Мечеть, доведя каждую сторону основания до ста локтей.

Кирпичные стены здания покоились на прочном каменном основании глубиной в три локтя. Навес из пальмовых листьев поддерживали столбы, вытесанные из пальмовых же стволов.

Мечеть не отличалась особой высотой: находившиеся внутри могли коснуться потолка рукой. А по другим свидетельствам, высота стен достигала пяти или семи локтей.

Фасадом Мечеть смотрела на Иерусалимский храм и имела три входа — западный, названный позже «Вратами милосердия» (Баб-ар-Рахма), восточный, через который входил сам Посланник Божий и который впоследствии получил наименование «Врата Гавриила» (Баб-Джибриль), и южный. На втором году хиджры, когда кыбла поменялась с Иерусалима на Мекку, был прорублен вход с северной стороны храма, а южные ворота закрыли, связав с этой стороной ориентацию на кыблу.

В первые годы хиджры в Мечети еще не существовало минбара — кафедры, с которой перед пятничной молитвой провозглашают проповедь. Во время ее чтения Пророк опирался о пальмовый столб Мечети. Позже, когда был сооружен минбар и тот столб перестал быть нужен Пророку, он, снедаемый тоской, отчетливо застонал. Подойдя, Посланник Божий обнял его и не разжимал объятий, пока не успокоил, словно утихомиривал младенца.

Азан был учрежден в том же первом году хи­джры. Но при жизни Пророка минарет еще не возводили. Биляль, которому Пророк доверил призыв на молитву, стал провозглашать азан с крыши самого высокого дома близ Мечети.

Одновременно с Мечетью или по завершении ее строительства было возведено жилье для Пророка и его домочадцев. Помещения примыкали непосредственно к восточной стороне храма — стенка в стенку. Первые две комнаты предназначались для Сауды и Айши. Впоследствии рядом с ними появились покои для новых жен.

Сооружение Мечети продолжалось двенадцать дней, и вместе с возведением жилых помещений оно заняло примерно месяц. По окончании строительства Посланник Божий покинул дом Абу-Аййуба и перебрался к себе.

Мечеть служила не только молельным домом, но и средоточием всей религиозно-общественной жизни молодой мусульманской общины. В ней правоверные собирались для встреч с Пророком, который наставлял их в вопросах веры и закона.

Здесь в дни праздников проводились торжества. И именно в мечети Пророк принимал послы, вручал знамена отправлявшимся в поход воинам.

В мечети обретали кров бедные приезжие, которым негде было остановиться. И в одном из ее уголков находили приют нуждающиеся мусульмане, которые впоследствии приобрели известность как асхаб/ахль ас-суффа («расположившиеся под навесом» или «расположившиеся на скамье») и которые, по одной версии, положили начало аскето-мистическому направлению в исламе — суфизму.

Согласно некоторым толкователям, именно эта Мечеть и подразумевается в айате 9: 108 под основанной на набожности мечетью. О ней Пророк отозвался как об одной из трех святынь (наряду с Каабой и Иерусалимским храмом), к которым мусульманам только и надлежит совершать паломничество. Молитву в означенной мечети он почитал в тысячу раз благословеннее, чем во всех остальных, за исключением Мекканской. «Воистину, — предвещал Посланник Божий, — между моим жилищем и моим минбаром простирается один из садов Рая».

Когда после смерти Пророка Мечеть стали расширять, туда включили и комнату Айши, в которой он был похоронен.Так усыпальница Посланника Божьего оказалась внутри этого храма.

Участок, на котором покоится тело Пророка, почитается как благословеннейший на земле. Впоследствии среди мусульман утвердилась традиция посещения пресвятой могилы. Обычно сюда прибывают по окончании паломничества-хаджжа к мекканским святыням.

По книге Н. В. Ефремовой и Т. К. Ибрагима
«Жизнь пророка Мухаммада»
(М.: Ладомир, 2009–2010)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.