Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ ЗАКЯТ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В КОРАНЕ
29.09.2015

Продолжение. Начало в предыдущем номере.

Закят в мекканский период, о котором мы говорили ранее, носил обобщенные черты — не была оговорена определенная ставка выплат по закяту, и такого рода финансовые обязательства больше имели вид частной помощи нуждающимся. Для обозначения какой-либо финансовой ответственности использовался термин «хакк» — некое право на получение помощи нуждающимся из имущества богатых верующих. В мединских же аятах слово закят также имеет значение благотворительности, но оно уже определено и используется как термин «выплачивайте закят». В 9-й суре «Покаяние» Посланнику Аллаха повелевается: «Бери из их имущества пожертвования (закят), чтобы ими очистить и возвысить их» (103). То есть выплата закята полностью вменяется в обязанность мусульманам и используется как определенный термин.

Еще одной разновидностью социальной ответственности, предписанной нам Всемилостивым Аллахом, является инфак (араб. расходование, трата). Это слово и его производные более ста раз употребляются в Коране, что указывает на важность этого действия. В первой ниспосланной после переселения в Медину суре «Корова» (2) понятие инфак встречается двадцать раз. В ее первых же аятах инфак упоминается как одна из характерных особенностей верующего: «Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют (юнфикун) из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (Св. Коран, 2: 1–5).

Хотя закят и инфак имеют схожий смысл, эти понятия отличаются. Во-первых, инфак не является столпом ислама. Во-вторых, размер инфака не определен, в то время как закят начисляется на определенный объем и категорию имущества. Упоминая об инфаке, Всевышний не употребляет слово имущество или деньги, а говорит, что нужно расходовать «из того, чем Мы их наделили». Ведь многих людей, в том числе и материально несостоятельных, Аллах наделил различными талантами и умениями, которые в свою очередь могут быть использованы на пути служения Ему. Кораническое выражение «расходуют из того, чем Мы их наделили» также указывает на то, что пожертвования должны совершаться из личного имущества, которым человека наделил Всевышний, а меценатство из чужого «кармана» не приемлемо. В этом аяте Аллах также напоминает, что это именно Он наделил нас всем и, если забрать все то, чем Он нас облагодетельствовал, то у нас не останется ровным счетом ничего.

В Священном Коране Аллах призывает нас к благотворительности, но вместе с тем предостерегает от излишней расточительности, которая может привести к финансовому краху: «И расходуйте на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели и благодетельствуйте, — поистине, Аллах любит добродеющих!» (Св. Коран, 2: 192). Даже в отношении благотворительности ислам призывает к умеренности и срединному пути: «Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (Св. Коран, 25: 67).

Также Всевышний указывает, что в первую очередь мы несем финансовые обязательства перед близкими родственниками: «Они спрашивают тебя: что им издерживать? Скажи: «Что вы издерживаете из блага, то — родителям, близким, сиротам, бедным, путникам. Ведь что бы вы ни сделали из добра, — поистине, Аллах про это знает» (Св. Коран, 2: 215).

Необходимо осознавать, что предписанные в исламе пожертвования необходимо давать только ради довольства Всевышнего. Не нужно ждать от людей какой-либо благодарности и огорчаться, не дождавшись. В Священном Коране говорится: «Те, которые издерживают свое имущество ночью и днем, тайно и явно, — им их награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они печальны!» (2: 274).

В науке существует такое направление как футурология. Опираясь на социальные и фундаментальные научные исследования, футурологи пытаются спрогнозировать, каким будет общество в будущем, как повлияют технологии и современные знания на его становление и изменение в дальнейшем. Принимая во внимание их суждения о предстоящих изменениях в обществе, вполне уместно вновь обратиться к ранее приведенным аятам и взглянуть на них по-новому.

В аяте 51: 19 говорится: «И в достоянии их была доля (хакк) для просящего и лишенного». Кто-то может сказать, что зарабатывает дозволенным способом и сторонится запретного, как же в его имуществе может быть чья-то доля, даже если этот кто-то — нуждающийся. Однако, упомянутое в аяте слово «хакк» имеет значение «право», то есть право бедняка на часть имущества богатого человека. В суре «Ступени» (70) подчеркивается, что это определенное, четкое право — хаккун маулюм.

Принимая во внимание аяты Корана, хадисы и работы современных мыслителей, ученые приходят к выводу, что целью социальной ответственности является не только накормить, одеть сироту, бедняка, путника и т. д., тем самым удовлетворив базовые потребности, целью является предоставить всем этим людям возможности для получения образования и улучшения качества жизни и таким образом внести свой вклад в изменения мира к лучшему.

Ученые говорят о том, что человечество пережило три ключевых этапа развития — аграрный (традиционный), индустриальный и постиндустриальный периоды, которые изменили общество и мировоззрение людей, их ценности и морально-
этические нормы. Сегодня же мы постепенно приближаемся к так называемому «кибернациональному» устройству общества, для которого характерны производство без вмешательства человека, домашнее производство посредством 3D принтеров, доступ ко всем человеческим знаниям, биотехнологии, голограммы и т. п.

Футурологи считают, что после подобных изменений перед человечеством остро встанет вопрос о новом понятии социальной взаимопомощи. По их мнению, необходимо предупредить социальное расслоение общества, а для этого нужно разработать механизмы, при которых состоятельные люди оказывали бы помощь нуждающимся. Ислам же уже много столетий назад подарил людям различные институты социальной поддержки и взаимопомощи. Они стали средством уменьшения дифференциации между слоями общества, тем самым укореняя любовь и братство между людьми.

Профессор, доктор Мехмет ЭРКАЛ,

Богословский факультет университета
Мармара (Стамбул, Турция)

Перевод с турецк. Ренат Нигматуллин



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.