Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 7 (165) /Сентябрь 2015/ Священный Коран о мечетях
29.09.2015

2: 149–150: «Куда бы ты ни направился, обращай свое лицо в направлении Священной мечети. Такова истина от твоего Господа! И Аллах не невнимателен к тому, что вы делаете. Куда бы ты ни направился, обращай свое лицо в направлении Священной мечети. И где бы и когда бы вы ни были, поворачивайте свое лицо туда. Именно так у людей не будет оснований вступать с вами в спор, кроме тех из них, которые погрязли в беззаконии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня! И так Я исполню Свою милость для вас, и вы сможете (рассчитывать) на то, что вас поведут прямым путем».

Здесь кибла представлена в виде символа добра и справедливости, к которым мы все должны устремляться независимо от наших исходных положений, религиозной или национальной принадлежности — будь то иудеи или христиане, или отдельные личности, имеющие свои особые мнения: кибла может всех объединить как символ цели будущего. В аяте 150 повторяются слова, отражающие смысл принятия символа: во‑первых, для каждого человека, личности на основе общности и устранения любых причин ожесточенного спора и выяснения отношений и, во‑вторых, — для мусульман как общности — на том же основании и в качестве условия необходимой дисциплины. Здесь опять проявляется определенная гармония при повторах.

2: 114: «Кто же более несправедлив, чем те, которые запрещают, чтобы в местах для поклонения Аллаху поминали Его имя? Которые (в действительности) стремятся их разрушить? Что еще надлежит им, кроме как входить туда со страхом? Ничто иное не ждет их, кроме немилости, в этом мире, а в мире, который придет, — неизмеримое мучение».

В те времена в Мекке были язычники, которые пытались не допускать мусульман в Каабу — всеобщую арабскую святыню. Сами язычники называли ее Домом Господним. По какому праву могли они отторгать мусульман, стремившихся в общенациональную святыню, чтобы воздавать хвалу Истинному Богу, а не обожествленным идолам? Если бы язычникам это удалось, то последствием явилась бы чудовищная разобщенность арабов и междоусобная борьба арабских племен. Тогда и Кааба лишилась бы ореола святости и потеряла бы всякое значение как общенациональный и веро­исповедальный центр.

В этом аяте (в общем смысле) утверждается принцип свободы молитвы в общественной мечети или другом месте, предназначенном для богослужения. Этот принцип признан исламским законом. Между отдельными людьми, а также между группами людей могут быть некоторые расхождения во мнениях относительно представлений о Всевышнем, а также о наиболее подобающем образе богослужения. Однако никому не удалось явить несомненные и подтвержденные доказательства в свою пользу, и ни одна группа людей не может с полным правом исключить другую. Если человек приходит в место отправления культа с соответствующими знаками почтения и не ведет себя так, что могло бы оскорбить чувства других верующих, то он имеет право прийти в культовое сооружение или в другое место, отведенное для богослужения.

7: 31: «О сыны Адама! Облекайтесь в ваши украшения при каждом месте молитвы. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, потому что Он не любит расточительных».

«Ваши украшения» (зинатакум), делающие жизнь приятной, включают в себя не только одежду, украшающую человека, но также гигиену и чистоплотность, внимание к волосам и другим мелочам, которыми не должны пренебрегать уважающие себя мужчины и женщины, идущие в мечеть. Это важно делать даже из простого уважения к духовным лицам. Насколько же важнее уделить всему этому внимание, когда мы с трепетом обращаемся к Аллаху. Но в исламе высказываются предостережения против излишеств: мужчины не должны носить шелковую одежду или украшений, которые вообще приличествуют только женщинам. Подобным же образом скромная пища, праведность и благочестие также являются требованиями религии: предостережение против излишеств высказывается очень строго. Грязный, нечесаный, неряшливый бродяга едва ли достигнет святости в исламе.

9: 17: «Не полагается многобожникам оживлять мечети Аллаха, свидетельствуя о собственном неверии. Тщетны их деяния, и они вечно пребудут в Огне».

Еще в доисламский период язычники построили мечеть, а потом содержали ее, проводя в ней религиозные обряды. Язычники превратили мечеть в источник дохода. Мусульмане воспротивились этому, и тогда язычники изгнали из Мекки Пророка вместе со всей общиной и закрыли им доступ к Каабе. Когда мусульмане окрепли настолько, что смогли отвоевать Мекку (в 8 г. хиджры), они очистили мечеть, и в ней вновь стали молиться Истинному Богу. Но вопрос заключался в следующем: могли ли многобожники посещать мечеть и совершать богопротивные языческие обряды? Очевидно, что это бесчестило бы мечеть, и поэтому было запрещено. В аяте речь идет о конкретном событии, но и общий вывод очевиден. Дом Аллаха — это место искреннего поклонения, а не балаган с вульгарными ритуалами и не источник наживы.

9: 18: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто творит молитву и милостыню и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути».

Искренне уверовавшие — те, кто верит в Аллаха и Грядущую жизнь и проникнуты духом преданности и жертвенности — истинным и твердым духом, а не те, кто время от времени принимают участие в ритуалах. Более того, верующие не должны быть подвластны мирской алчности и честолюбию.

Иные могут называть себя как угодно. Истинная вера проверяется указанными здесь испытаниями.

9: 19: «Неужели утоление жажды паломника и содержание Священной мечети вы приравниваете к (деяниям тех), кто уверовал в Аллаха и в Последний день и усердствовал на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей».

Напоить водой жаждущего паломника и провести богослужение в мечети похвально, но это лишь внешние проявления веры. Если они не затрагивают душу — их ценность ничтожна. Намного важнее для Аллаха вера, стремление к самопожертвованию ради Него. Только этими людьми доволен Аллах. Свет Аллаха ведет их, а не тех самоуверенных, которые полагают, что показного благочестия будет достаточно.

9: 107: «Те, которые построили мечеть, чтобы нанести вред, поддержать неверие, внести раскол в ряды мусульман (смирившихся с волей Аллаха) и создать заставы для тех, кто издавна ведет войну против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: „Мы не хотели ничего, кроме добра“. Аллах свидетельствует, что они точно лжецы».

Здесь же говорится об особом виде вероломных предателей, проявившихся в истории с «мечетью для нанесения вреда» (дырар) в селении Куба. Куба — это пригород Медины примерно в 5 км к юго-востоку (в настоящее время — в границах города). Когда Пророк был вынужден спасаться в Медине во время совершения хиджры, то прежде, чем войти в город, он провел четыре дня в селении Куба. Здесь была построена первая мечеть — «мечеть Богобоязненности», в которую он часто приходил во время своего последующего пребывания в Медине. Воспользовавшись преимуществом этой священной близости, некоторые лицемеры из племени Бани Ганам построили еще одну мечеть в селении Куба, притворившись ревностными сторонниками ислама. В действительности же они были в союзе с закоренелыми врагами ислама, один из которых, Абу Амир, сражался против мусульман в битве при Ухуде, а в то время, после битвы при Хунайне, находился в Сирии. Его соратники желали, чтобы он пришел в мечеть, но это было бы только источником бед и распрей, и этот замысел был разрушен.

9: 108: «Никогда не совершай в ней молитвы. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней (молитвы). В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся».

Мечеть, «основанная на богобоязненности» (масджид ат-Таква) в селении Куба, была построена самим Пророком (эта мечеть — первая в истории ислама, построенная мусульманами — существует до сих пор [в перестроенном виде]).

Истинный мусульманин должен быть чист душой и сердцем. Его мотивы должны быть всегда искренними, а его вера не должна быть омрачена ни малейшей примесью мирской выгоды.

Перевод смыслов и комментарий Корана Абдулла Юсуф Али. Главный редактор Дамир МУХЕТДИНОВ / Москва: ИД «Медина», 2015 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.