Московская соборная мечеть: возникновение и первые годы деятельности
Мусульмане издавна селились в Москве. До начала XIX в. в городе было несколько мест, где проживали мусульмане и существовали мечети. К числу их относилось, к примеру, Замоскворечье — здесь с раннего средневековья сложились такие местности компактного проживания мусульман, как Татарская слобода, квартал Старые Толмачи, Ногайский и Крымский посольский дворы и др. Кроме того, в качестве мест концентрации мусульман выступали отдельные урочища и усадьбы москвичей в Белом городе. Среди таковых можно назвать местность Дербентское (ныне Уланский переулок), двор хивинского султана Афган-Мухаммеда (позднее — Малороссийское подворье, ныне охраняемый памятник по адресу: ул. Маросейка, 11), Дворец касимовских царевичей (ул. Мясницкая, 7), дом купцов Хошаловых-Измайловых в Сретенском переулке и дом купца Хусаина Байбекова (Цветной бульвар, 20).
К концу XIX в. в связи с возросшим количеством мусульман возникла необходимость, наряду с существовавшим приходом вокруг мечети в Замоскворечье, в создании второго мусульманского прихода. Впервые он документально был зафиксирован в 1894 г., территориально охватывал жителей северных районов тогдашней Москвы. Хотя его основу составляли вчерашние малообеспеченные крестьяне — выходцы из Нижегородской и Симбирской губерний, в количественном отношении он был гораздо более многочисленным по сравнению с замоскворецким. Движущей силой второго прихода были состоятельные купцы из числа касимовских татар во главе с Хусаином Байбековым (1857—?) — одной из ключевых фигур в мусульманской общине Москвы, который в
Возможности для строительства новой мечети члены второго мусульманского прихода стали искать вскоре после начала своей деятельности, как это следует из прошения имама этого прихода Бедретдина Алимова от 1894 г. Результатом
Ключевую роль в приобретении участка и возведении мечети сыграли обеспеченные лица, так или иначе связанные с Б. Алимовым. Хабибулла Акбулатов (1847—?) и Сабирзян Бакиров, оба выходцы из села Джавбаш (Болотце) Касимовского уезда, проживали в самой престижной Городской части Москвы. В октябре 1901 г. они выкупили участок земли со всеми строениями в Выползовом переулке за 35 тыс. золотых царских рублей и спустя два года подали московским властям ходатайство о его передаче мусульманам. После того как официальным собственником участка сделалось Мусульманское общество, вопрос о строительстве новой мечети фактически был предрешен. Строительство мечети финансировал Салих Ерзин
Строительство каменной двухэтажной мечети по проекту архитектора Н. А. Жукова завершилось в невероятно короткие сроки: работы начались в первых числах августа 1904 г., а здание было построено уже к середине октября того же года. Лишь спустя десятилетия выяснилось, что у здания практически отсутствовал фундамент, который удалось подвести только в
18 ноября 1904 г., на празднике Курбан-байрам, с минарета новой мечети прозвучал первый азан, однако внутренние и уличные работы продолжались еще некоторое время, и фактическим началом работы мечети следует признать 1905 г. Первыми имамами мечети были отец и сыновья Алимовы из рода известных абызов и ишанов нижегородского села Овечий Овраг (татар. Куй Суы); из этого семейства происходят целые рода имамов Санкт-Петербурга, Курска, Калуги, Башкирии и др. Бедретдин Алимов доводился двоюродным братом известному целителю и ишану Садеку Абдулзямилову, родовой дом которого до сих пор является объектом зиярата.
Фактически муллой в Московской мечети в Выползовом переулке с момента ее открытия являлся сын Бедретдина — Мухаммед-Сафа Алимов
Муэдзином Соборной мечети Москвы все эти годы являлся второй сын Бедретдина — Абдурахман Алимов
В январе 1914 г. новым имам-хатыбом мечети стал Абдулвадуд Фаттахетдинов
В годы гражданской войны обе московские мечети продолжали функционировать, главным образом, при поддержке богатых единоверцев, в том числе касимовских купцов Карамышевых, которые были членами второго мусульманского прихода еще до постройки мечети, и бухарских купцов Касым-Ходжаевых. В начале
(Продолжение следует)
Дамир Хайретдинов