Оренбургский миллионер и благотворитель Ахмет-бай Хусаинов
Ахмет Хусаинов был сыном разорившегося торговца из Сеитова посада (Каргалы) близ Оренбурга Мухамедгали Хусаинова
станские рынки сбыта, Махмуд распоряжался делами фирмы в Оренбуржье, то Хусинов сбывал скот, сырье, верблюжью и овечью шерсть, приобретенную по самым низким ценам в Туркестане, на крупнейших ярмарках Н. Новгорода, Москвы, Казани и других городов. Здесь же он закупал по оптовым ценам промышленные товары и направлял их братьям для продажи или обмена на продукты животноводства и сырье для текстильного производства. Играя на существенной разнице цен на те или иные товары в разных регионах, предприниматели получали тройную и больше прибыль. К 1873 г. Хусаиновы, заработав капитал в 80 000 руб., перебрались из Сеитовского посада в Оренбург. Еще через пять лет они довели свое состояние до 300 000 руб. В этот период удачливые коммерсанты открыли ряд магазинов и торговых складов в губернском центре. Постепенно им удалось значительно расширить экономическую географию фирмы, выйдя на европейские рынки и заключая сделки с торговцами Берлина и Парижа.
В 1886 г. Хусаиновы были перечислены из сеитовских мещан в оренбургское первой гильдии купечество. За несколько десятилетий совместной деятельности братья, создав преуспевающую фирму с филиалами во многих крупных торговых центрах России, а также за рубежом, заработали почти четыре миллиона рублей. В 1896 г. при разделе имущества каждому из них досталось по одному миллиону 38 тыс. руб.
Наибольшую известность в татарском мире России Хусаиновы приобрели не столько благодаря богатству, сколько щедрой и целенаправленной благотворительности. Будучи глубоко верующими мусульманами, они особое внимание уделяли поддержке конфессиональных институтов татарского общества — мечети и медресе. В то же время оренбургские купцы, как и многие другие представители прогрессистской буржуазии, ясно осознавали насущную необходимость коренных реформ во всех сферах национальной жизни, и в первую очередь в системе народного образования. В них они видели не только строгую гарантию от миссионерских посягательств государства, но и уникальную для мусульман России возможность скорейшего приобщения к достижениям мировой цивилизации без потери национальной и религиозной самобытности.
Ахмет-бай Хусаинов, так и не освоивший в стенах кадимистского мектебе элементарных навыков чтения и письма, но, несмотря на это, сумевший сколотить гигантское состояние, безусловно, главную причину народных бед, нищеты и невежества видел в старозаветных порядках, царивших в тогдашней конфессиональной школе. Он не раз повторял, что достойное образование помогло бы ему добиться еще более громких успехов на коммерческом поприще. Хусаиновы осознанно и целеустремленно финансировали именно джадидистские учебные заведения, оплачивали работу прогрессивно мыслящих мударрисов и мугаллимов по всей стране, не жалели средств на строительство школьных зданий, издание необходимой учебной литературы. По инициативе Ахмет-бая в
1889 г. в Оренбурге появилось медресе «Хусаиния». В 1896 г. Хусаинов переехал на постоянное жительство в Казань, где заявил о своих капиталах по первой гильдии и поселился в великолепном особняке на набережной Кабана (ул. Марджани, 42).
В Казани вплоть до своей кончины в 1906 г. Ахмет-бай продолжал активно заниматься благотворительностью, поддерживая все городские новометодные училища, в особенности медресе «Мухаммадия», и Мусульманское благотворительное общество. Как писал Р. Фахретдин: «В течение 10 лет, проведенных в Казани, он, выделяя с каждого своего дохода 3 000 и более руб., построил 20 зданий мечетей и медресе, оплатил работу мугаллимов в 40 мектебе, обеспечил 200 школ необходимыми учебниками». Так, в 1906 г. он пожертвовал Лаишевское подворье Нижегородской ярмарки в пользу
Ахмет-бай Хусаинов являлся гласным Казанской городской Думы. В конце своей жизни он выступил с беспрецедентным благотворительным актом — завещал на нужды национального образования почти полмиллиона рублей, заключенных в вакуфном имуществе. В этом документе, помимо фиксации традиционных для мусульманина воздаяний, фактически сформулирована долгосрочная программа по финансированию и развитию татарского конфессионального и светского образования, предусматривавшая создание солидных вакуфов при крупнейших джадидистских медресе, существование целой системы целевых стипендий на обучение талантливых шакирдов в средних, средних технических и высших учебных заведениях России, в мусульманских образовательных центрах арабского Востока, а также наличие своеобразных «грантов» на написание и издание научно-популярной, учебной и просветительской литературы. Своим завещанием Хусаинов предложил эффективный способ финансовой поддержки дальнейших культурных преобразований в татарском обществе, обозначил действенную альтернативу равнодушию и безразличию государства, не замечавшего насущные проблемы и нужды мусульманского населения.
Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / Коллект. автор. Сост. и отв. редактор —
Д. З. Хайретдинов. — Н. Новгород: Издательский дом «Медина», 2007.