Передают со слов Абу Хурайры, что Посланник Господа (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
«Каждый сустав человека должен давать милостыню каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости [когда] между двумя [людьми возникает спор] есть садака, и оказание тобой помощи
человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака,
и доброе слово — садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, [тебе записывается как] милостыня, и устранение тобой с пути того, что причиняет вред [людям также] есть садака» (Бухари, 2989; Муслим, 1009).
Совершенство сотворения
человеческого тела
С самого начала своего существования человечество развивает медицину, изучая, в частности, анатомию, строение и функционирование человеческого тела. Не так давно представления о ней были весьма поверхностные, и теперь, когда наука, взаимодействуя с техническим прогрессом, совершила весомый скачок вперед, в результате чего удалось выявить такие функции, процессы и явления организма, которые ранее не закрадывались и в воображение людей, а также приоткрыть завесу тайны касательно строения органов и их взаимодействия, человечество, продвигаясь вперед и с каждым разом осознавая, сколь же малым объемом знаний они руководствовались до этого, и узрев, насколько удивительно сотворен человек, пришло к выводу, что за всем этим, несомненно, стоит наивысшая сила, божественное начало, и что повторить, создать нечто подобное способен только Господь всего сущего, о чем и повествуется в Коране следующим аятом: «Он сотворил небеса и землю с истиной. Он придал вам определённый облик и сделал его прекрасным. К Нему возвращение» (Св. Коран, 64: 3).
Благодарность Господу
за тело и здоровье
Какой бы долгой ни казалась жизнь, время не-умолимо идет вперед, изо дня в день сокращая наш срок временного пребывания в этом мире. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах человеческая жизнь прервется, поэтому задуматься о том, каким образом будет выстроен ответ пред Господом за земные блага, нужно уже сейчас.
Наряду с выполнением установленных предписаний и отказом от запретного, верующий стремится совершать благо, руководствуясь аятом: «Поспешайте же к совершению благих дел!» (Св. Коран, 5: 48). Подобная благодарность характерна для опередивших других и приближенных рабов Божьих. Пророк Мухаммад, например, совершал по ночам добровольные молитвы столь долго, что его ступни покрывались трещинами, а когда его жена, мать правоверных, Аиша спросила: «Зачем ты делаешь это, тогда как Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?», он сказал: «Разве не следует мне быть благодарным рабом?!» (Бухари, 4836). Для верующих восхваление своего Господа и выражение благодарности Ему является неотъемлемой частью жизни, которая вдохновляет их, придает силы и уверенность. Поминание Господа миров должно происходить не только в минуты скорби и печали, когда человек ощущает духовное опустошение и растерянность, но и когда его постигают успех, счастье во всех формах их выражения. «Поминай Всевышнего в благоденствии, и он узнает тебя в беде».
В первую очередь важно четко понимать, что использование потенциала, наделенного Всевышним, здоровья и возможностей должно носить строго целевой характер, т.е. расходоваться во благо достижения высоких целей, способствовать укоренению Ислама. Употребление запретного, азартные игры, прелюбодеяние и прочее аморальное не только является прямым ослушанием установлений Господа Единого, но и наносит огромный вред как отдельным человеческим органам и организму в целом, оказывая разлагающее воздействие на психику человека, уподобляя его животному. Т.е. человек будет наказан и за ослушание, и за расточительное использование своих резервов. Об этом Всевышний повествует в Коране следующим образом: «Вне всяких сомнений, расточительные являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны (дьяволов). Он же (Сатана) оказался абсолютно неблагодарным своему Господу» (Св. Коран, 17: 27). Это небольшое лирическое отступление призвано ввести читающего в курс дела, дабы была возможность тоньше почувствовать пророческое назидание.
Наряду с осознанием ответственности за дары, верующий человек самыми разными способами проявляет благодарность своему Господу и спешит воздать ему хвалу, вариантов выражения которых существует множество:
• Совершение молитвы-намаза, когда человек, будучи в состоянии абсолютной ритуальной чистоты, соблюдая алгоритм установленных движений и произнося формулы восхваления Творца, символизирует смиренность пред ним в состоянии поклонов, как поясных, так и земных, бодрость тела во время стояния. К тому же, когда человек совершает молитву, ангелы неустанно молят Господа о его прощении.
• Раздача милостыни-садака, ведь благодарность должна выражаться не только словами, ее необходимо подкреплять благими деяниями. Милостыня способна удалить человека от различных неприятностей, которые уже должны были вот-вот постичь человека.
• Ведение правильного образа жизни по примеру заключительного Божьего Посланника и т.д.
Виды милостыни, упомянутые
в хадисе, и суждение о них
Как отмечалось ранее, по милости Господа милостыня находит свое выражение не только в раздаче материальных благ. Рассмотрим некоторые ее разновидности, так или иначе отраженные в хадисе:
• Примирение конфликтующих между собой или создание условий, благоприятствующих прекращению обиды, ссоры. Главным образом это выражается в вынесении относительно повздоривших сторон справедливого решения, на которое не должны оказывать влияние ни социальный статус, ни материальный достаток, ни другие косвенные критерии. Коран гласит: «Верующие — братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших» (Св. Коран, 49: 10); «Нет блага во многих из их тайных бесед, если только кто-нибудь не призывает раздавать милостыню, совершать одобряемое или примерять людей между собой» (Св. Коран, 4: 114).
Посланник Всевышнего однажды сказал своим сподвижникам: «Не сообщить ли вам о том, что лучше молитвы, поста и милостыни во много раз?» Они сказали: «Конечно!» Он сказал: «Улаживание разногласий» (Ибн Ханбаль, 27508).
Примирение между собой тех, у кого возникли разногласия и кто избегает друг друга, равносильно для них милостыне, поскольку это защищает их от скверных поступков, которые становятся следствием разногласий.
• Оказание человеку помощи в том, что касается его верхового животного.
Смысл этой грани хадиса побуждает оказывать содействие (в случае необходимости) человеку касательно верхового животного. Наиболее актуально это было во времена пророка Мухаммада, сейчас же все меньше можно увидеть людей, использующих животных в ездовых целях; акцент смещается в сторону транспортных средств. Таким образом, проецируя смысл хадиса на современность, сюда можно отнести помощь человеку с ремонтом его транспортного средства, любезное предоставление своего автомобиля, если в этом нуждается другой, и другие вариации.
• Доброе слово.
Не только доброе слово, но даже улыбка в адрес другого человека также засчитывается в качестве милостыни. Сюда относятся: благопожелания чихнувшему, обращение со словами приветствия первым, ответ на приветствие, достойные речи, свидетельство единобожия, а также всё то, что радует слушающего и приводит к объединению и согласию сердец.
• Посещение мечетей.
Эти слова являются побуждением и подтверждением необходимости участия в коллективной молитве и посещения мечетей для того, чтобы оживлять их молитвами и исполнением других религиозных обязанностей, например, неотлучным пребыванием в мечети в течение определённого времени, обходами Каабы, присутствием на уроках и выслушиванием увещаний. Посланник Господа сказал: «Тому, кто уходит в мечеть или возвращается [оттуда], Бог готовит угощение в раю» (Бухари, 662).
Сообщается, что Пророк ответил людям из одного племени, желавшим переселиться поближе к мечети, дав следующее назидание: «О сыны Салима, [оставайтесь] в своих домах, ведь ваши следы записываются, [оставайтесь] в своих домах, ведь ваши следы записываются!» (Муслим, 665).
В контексте рассматриваемого вопроса нельзя не привести еще один важный хадис. Передают от Абу Хурайры, что Посланник Божий, спросил [людей]: «Не сообщить ли вам о том, посредством чего Господь стирает прегрешения и возвышает степени?» Они сказали: «Конечно, о Посланник Господа!» Он сказал: «Это — совершение омовения, несмотря на неприятное [например, отсутствие горячей воды, большая очередь, холод и прочие трудности], множество шагов [по направлению] к мечетям и ожидание [следующей] молитвы после [предыдущей]» (Муслим, 251).
• Устранение с дороги препятствий.
Имеется в виду удаление с дороги, по которой ходят люди, камней, колючек, поваленных деревьев, сухостоя для беспрепятственного их прохождения. Каждый человек должен следовать этому наставлению Пророка, оставляя сор только в специально отведённых для этого местах.
• Дополнительная утренняя молитва.
Сообщается, что Посланник Всевышнего сказал: «[С наступлением] утра каждый сустав любого из вас должен давать милостыню: каждое прославление Аллаха есть садака, и каждое восхваление Аллаха есть садака, и каждое произнесение слов „Нет [другого] божества, кроме Господа [единого]“ — милостыня, и каждое возвеличивание Бога — милостыня, и побуждение к одобряемому — милостыня и удержание от порицаемого — милостыня, но всё это могут заменить собой два раката дополнительной утренней молитвы» (Муслим, 720).
Наименьшее количество ракатов такой молитвы равняется двум, а наибольшее — восьми, ее можно совершать в любой момент, начиная с того времени, когда солнце поднимается над горизонтом на высоту копья, а заканчивается время её совершения незадолго до полудня.
Из книги Хадис: учебное пособие. — Спб.:
«Издательство «ДИЛЯ», 2014. — с.155—161.