2: 215: «Они спрашивают тебя о том, что следует давать из (пожертвований). Скажи: „Какую бы
добрую часть своего имущества вы ни дали, она предназначена родителям, другим родственникам, сиротам, пребывающим в нужде
и путникам“. Что бы доброго вы ни сделали — Аллах хорошо знает об этом».
При обсуждении проблем благотворительности и милосердия обычно затрагиваются три вопроса: 1) что мы должны дать? 2) кому мы должны давать? 3) как мы должны давать? Очевидно, правомерен следующий ответ. Давать нужно действительно что-то полезное и ценное, благодатное, способное помочь нуждающимся, поддержать их. Это может быть нужная вещь или деньги, рука помощи в трудную минуту, добрый совет или доброе слово. Все, что вы ни делаете доброго, есть проявление благотворительности и милосердия. С другой стороны, если вы под знаком благотворительности выбрасываете что-либо бесполезное или вам ненужное, то в таких жестах нельзя усмотреть какого-либо милосердия и добродетели. Тем более не может быть и речи о какой-либо добродетели, если вы делаете что-то со зловредными намерениями, например, если даете нож душевнобольному или если вы даете кому-то наркотики либо лекарства, сладости или даже деньги (с целью подкупа или обольщения): такие услуги можно назвать дарами, достойными проклятия. Кому вы прежде всего должны оказывать помощь? Многих искушает возможность заработать мирскую славу и оказать помощь с расчетом на громкую похвалу, имея в виду самоутверждение и корыстную саморекламу. При этом упускается из вида главное: помощь должна оказываться бескорыстно и тем, кто нуждается в ней прежде всего. Здесь опять-таки нельзя говорить о добродетели и милосердии: вы уподобляетесь мошенникам, обманывающим доверие страждущих. О любом благодеянии судят по мере отсутствия корысти. Прежде всего вы должны учитывать действительную степень нужды и потребности в вашей помощи: если отсутствует такое искреннее стремление, то, значит, ваши действия отмечены проявлениями эгоизма. Как должна оказываться помощь? В глазах Всевышнего добродетельной может считаться только помощь, чуждая всякого притворства, показухи и любой неискренности.
2:
К проявлениям милосердия и благотворительности предъявляются требования высшего порядка.
1) Истинные проявления милосердия, великодушия и благодетельности неизменно сопровождают правоверных только на пути истинном, пути Господнем, пути искреннего служения Всевышнему и к Нему устремленном.
2) Милосердие и искренняя благотворительность всегда бескорыстны и не нуждаются ни в каких вознаграждениях и воздаяниях в этом мире.
3) Милосердие и истинная добродетельность никогда не запятнают себя какими-либо намеками или напоминаниями о совершенных благодеяниях — эти поистине высокие качества чужды всякому бахвальству и самовосхвалению.
4) Великодушие и непритворные благодеяния не могут иметь ничего общего с какими-либо попреками, несправедливостями или унижениями, которые иные «благодетели» позволяют себе по отношению к «облагодетельствованным» — действительно милосердный и благодетельный человек и в мыслях не допустит возможности делать себе «рекламу» и хвастаться тем, что он кому-то помог в трудное время и хоть в какой-то степени (может быть, даже скорее символично) облегчил бремя нужды, обрушившейся на несчастного человека.
Поистине, доброта, сердечность и великодушие, закрывающие глаза на людские недостатки и прегрешения, составляют саму суть милосердия; милосердие, которое иные могут упрекать в чрезмерных, по их мнению, мягкости, всепрощении и доброжелательности, во всяком случае, неизмеримо выше и благороднее, чем так называемая «благотворительность», сопровождаемая корыстными устремлениями и уловками, а также скрываемыми злонамеренными действиями, влекущими за собой бедствия и страдания для людей «облагодетельствованных», но дающих возможность рекламы и явные выгоды для их эгоистичных и алчных «доброхотов». Однако, если за совершенное благодеяние человек не рассчитывает ни на какие награды и выгоды, то он получит (разумеется, не помышляя об этом) обильное и достойнейшее вознаграждение от Господа — материальное, моральное и духовное — согласно Его замыслу и доброй воле. Если мы жертвуем свои средства, свое достояние, свои способности на пути истинного служения Господу, то вовсе не потому, что Господь нуждается в каких-либо наших благодеяниях и пожертвованиях. Напротив, наши недостатки и грехи так велики, что мы нуждаемся в Его высшей милости и Его величайшем терпении — для того, чтобы добрые дела, которые мы можем совершить, были бы действительно Ему угодны и заслуживали бы Его похвалы и вознаграждения. Мотивы и побуждения, которыми мы руководствуемся, часто до такой степени перемешаны и могут весьма противоречиво переплетаться друг с другом — так, что иные наши свойства и поступки, которые нам самим порой представляются лучшими качествами и проявлениями, на самом деле могут оказаться свойствами и явлениями, не очень достойными, а то и убогими, если судить о них по меркам действительно высоким и весьма строгим.
2: 264: «О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными своих подаяний напоминаниями о вашей щедрости или упреками — как те, которые расходуют свое богатство у всех на виду, но не верят ни в Аллаха, ни в Последний день. Они подобны твердой, бесплодной скале, покрытой небольшим слоем земли: когда идет ливень, он смывает землю и оставляет голый камень. Они не смогут сделать ничего с тем, что заработали. Аллах не ведет прямым путем тех, кто отрицает веру».
Фальшивая показная благотворительность, «чтобы люди могли это видеть», — на самом деле и не благотворительность вовсе; разумеется, в таких случаях невозможно предположить и малейшее проявление еще более высокого и благородного свойства человеческой души — милосердия. Фальшивая благотворительность не только омерзительна, но и кощунственна, ибо она растворена в безверии. Вообще любая фальшь всегда сопутствует безверию и отступничеству — от истинной веры во Всевышнего, в будущность и Судный день. «Аллах в совершенстве видит все, что вы творите» (2: 265). Неискреннюю, не идущую от души благотворительность можно сравнить с бесплодной, давно омертвевшей скалой, на которую случайно занесло горстку земли. Обильный дождь, благодаря которому плодородная почва становится еще щедрее и дает богатый урожай, смывает ничтожный слой случайно занесенной земли с этой скалы, полностью обнажая ее безжизненность, ее мертвенный каменистый скелет. Так что же действительно доброго, достойного, благодатного могут извлечь для себя лицемеры из того, что им удалось достичь — при этом что-то припрятав, а что-то, напротив, выставив напоказ?
2: 265: «Те, кто расходует свое богатство, пытаясь удовлетворить Аллаха и усилить свои души, подобны высокому и плодородному саду. Ливень, падая на него, умножает его урожай вдвое, а если ливня нет, то ему достаточно слабого дождика. Аллах видит то, что вы делаете!»
Милосердие и искреннюю благотворительность можно уподобить плодородной пашне или цветущему саду, выгодно расположенным на благодатной возвышенности. Их орошают щедрые дожди, почва впитывает и сохраняет необходимую влагу, но лишняя вода после обильного ливня уходит вниз с цветущих благодатных высот — а там всегда сохраняются здоровые и благоприятные условия, позволяющие выращивать и снимать баснословно богатый урожай. Но если эту плодородную, благодатную возвышенность и не оросит достаточно щедрый дождь, то ее всегда напитает роса, и даже этой сравнительно малой влаги будет достаточно в соответствующих условиях и для поддержания плодородия почвы, и для сохранения необходимого урожая. Так и человек милосердный, искренне благодетельный всегда здоров и надежно укреплен в своей нравственности и духовности: он пребывает в самом выгодном положении и на достаточно высоком уровне перед ликом Аллаха, чтобы снискать Его милость, а также Его дары и щедроты, которые он не пытается скопить, а то и припрятать из эгоистичных соображений, но пускает их в оборот свободно и разумно, используя свои богатства и таланты не бездумно, но широко и великодушно — ради своих ближних и на благо всего общества. В трудное для него время он усердно и добросовестно будет выполнять любую работу, довольствуясь тем, что имеет. Он стремится во всем быть угодным Аллаху и всячески укрепиться в вере; его цель также состоит в том, чтобы укреплять и совершенствовать свою душу, не позволять себе падать духом ни при каких обстоятельствах.
Перевод смыслов и комментарий
Корана Абдулла Юсуф Али
Главный редактор
Дамир МУХЕТДИНОВ / Москва:
ИД «Медина», 2015