Выступление первого заместителя председателя ДУМ РФ Дамира Мухетдинова на Международной конференции «Ислам против религиозного экстремизма и терроризма», которая прошла 22 июля в столице Таджикистана Душанбе.
Уважаемые организаторы и участники Международной конференции «Ислам против религиозного экстремизма и терроризма»!
Позвольте по поручению главы Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России поприветствовать наше собрание братским мусульманским приветствием — Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху — Мир Вам, милость Всевышнего и Его благословение! Прошу Господа, чтобы наше сегодняшнее заседание было принято Господом как маджлис, способствующий укреплению мира, справедливости и развитию добрососедских и взаимовыгодных отношений стран, народов и культур.
Проблема экстремизма, псевдорелигиозного терроризма, в особенности того, который прикрывается исламскими лозунгами, является актуальной для стран Содружества Независимых Государств уже не первое десятилетие. В течение этих лет усилия наших стран — а это и меры, предпринимаемые государственным аппаратом, в том числе и его силовым блоком, и мусульманским духовенством, нередко встречали непонимание или даже неприятие со стороны как исламского мира, так и западного сообщества. Сегодня на российском Северном Кавказе и в братских странах СНГ терроризм и радикализм в целом обузданы, линия фронта перекинулась на страны Ближнего Востока, прежде всего, Ирак, Сирию, а также страны африканского континента.
Но это совершенно не дает нам повода для успокоения. Напротив, за последние годы терроризм и бандитизм под исламскими лозунгами стали универсальной проблемой человечества, глобальным вызовом. Прежде всего, потому, что террористические сети, словно в воронку, затягивают все большее количество граждан стран Европейского Союза (причем далеко не всегда этнических мусульман), граждан ближневосточных государств. Ни одна страна мира сегодня не чувствует себя в безопасности перед лицом зверских практик организации ДАИШ.
Таким образом, сегодня в лице мусульман и мусульманских организаций, духовенства и улемов, политиков и общественных деятелей Ближнего Востока, Европы, американского континента, стран Азии мы встречаем полное понимание наших многолетних тревог, связанных с архаизацией сознания мусульманской молодежи, идеализацией насилия, потерей нравственных ориентиров, поиском социальной справедливости.
Безусловно, сегодня все мы стремимся постичь, где находится внутренняя пружина, которая запускает механизм саморазрушения общества через явления терроризма. Вполне логично желание вдумчивой части человечества устранить причину проблемы, нежели бороться с ее последствиями.
Полагаю, что ответ на поставленный вопрос не может быть простым и однозначным. Речь, скорее всего, идет о тесном сплетении сразу множества факторов и проблем, о которых я, ввиду регламента конференции, скажу лишь перечислением.
Очевидно, радикализм паразитирует на двух глубинных проблемах уммы: во-первых, это падение интеллектуального уровня и, как следствие, распространение популистских лозунгов и программ; во-вторых, это неготовность отвечать на те вызовы, которые были поставлены сначала колониальными империями, а затем — глобализацией.
Исламская цивилизация зародилась среди слабо образованных (по меркам того периода и по отношению к лидирующим нациям своей эпохи) кочевников. Однако внутренний импульс к рациональному познанию, заложенный Исламом, в сочетании с широким распространением и контактом с другими культурами привел к тому, что уже к X в. эта цивилизация стала мировым центром наук и искусств. Неизвестно, что было бы с западной цивилизацией, если бы мусульмане не передали ей часть своих знаний в эпоху Средневековья. Однако факт в том, что, начиная с эпохи Возрождения, Европа стала делать огромные шаги в научном и техническом плане. Это привело к зарождению техногенной цивилизации в
Почему интеллектуальный кризис и отсутствие понимания того, как решить проблему «Ислам и техногенная цивилизация», создают благоприятную почву для проповеди радикализма? Во-первых, успех радикальной проповеди, опирающейся на популистские листовки, составленные из надерганных из Корана и хадисов Пророка цитат, возможен только среди массы необразованных в религиозном плане людей. Человек, знакомый со сложностью, многоплановостью и духовной глубиной Корана, никогда не будет торопиться с выводами, тем более с такими выводами, которые могут привести к порицаемым действиям. Однако неофит с легкостью ухватится за любые лозунги, обосновывающие его исключительность и богоизбранность. Тем лучше эта закономерность работает в той социальной среде, где молодые и полные энергии люди тщетно ищут возможности для того, чтобы занять в этой жизни свое достойное место.
Однако вышеперечисленное не объясняет феноменального успеха проповеди экстремизма среди сытых жителей благополучных европейских стран, молодых людей, выросших в благополучных и обеспеченных семьях, получивших прекрасное образование и имеющих блестящие карьерные перспективы. Российское общество всколыхнула история студентки Московского государственного университета. Но таких случаев в масштабах всего континента — сотни.
Что заставляет юношей и девушек, которые не знают иной жизни, кроме как в хорошей квартире благоустроенного города, отправляться на войну? Думаю, не последнюю роль играет такая простая истина: идеология глобализма, которую предлагает миру современная западная цивилизация, из философии гуманизма, освобождения человека, его мыслей и желаний от условностей и догм переродилась в идеологию вседозволенности, нигилизма, потребительства. Глобализация предлагает современному человеку в качестве цели и жизненной стратегии путь вседозволенности, а мерилом успешности и ценности человека являются благосостояние, уровень бытового комфорта и условий жизни, способность к отрицанию «условностей», в соответствии с которыми человечество жило и развивалось тысячелетиями. Теперь сравните с теми целями и идеалами, которые задают пропагандисты радикальных движений: они выходят с лозунгами о справедливости, о том, что человек не есть лишь комплекс физиологических потребностей, но способен на свершения, что героем, то есть, личностью, посвятившей себя высшей цели, может стать каждый.
Считаю нужным сказать и о том, как нам — российским мусульманам, видятся пути преодоления указанных проблем. Глубоко ошибочными мы считаем попытки в ряде стран Запада синтезировать некий промежуточный «либеральный» вариант ислама («евроислам», «лайт-ислам»), который превращал бы религию в некий этнокультурный феномен. Я убежден, что потуги в этом направлении приведут к еще большей радикализации той части мусульманской молодежи, которая искренна в своих религиозных убеждениях. На примере множества христианских конфессий мы сегодня наблюдаем, что «либерализация» их учений отнюдь не привела в храмы тысячи молодых прихожан, напротив, несмотря на все «послабления», храмы продолжают оставаться пустыми.
В свою очередь, российские мусульмане стоят на той позиции, что нам необходимо возвращаться к истинному кораническому гуманизму, к традиционным, фундаментальным ценностям, которые в прошлом позволили мусульманам построить просвещенные общества, сильные государства, уникальную цивилизацию. В своей каждодневной работе по религиозному воспитанию и духовному окромлению единоверцев мы исходим из нескольких приоритетных задач. Во-первых, это просвещение, расширение кругозора молодежи, стимулирование ее мыслить, критически оценивать действительность, заниматься научной деятельностью. Во-вторых, это возрождение тех традиций и практик ислама, которые укоренены на нашей земле и благодаря которым на территории России иудеи, христиане, мусульмане, агностики, атеисты бок о бок живут мирно уже не одно столетие. Это касается, в первую очередь, возрождения отечественной школы исламского богословия, а также поддержания тех традиций, которые наш народ бережно сохранил и перенес даже сквозь десятилетия атеистических гонений на религию. Третье, на чем мы сегодня фокусируемся — консолидация усилий мусульманского сообщества в преодолении имеющихся вызовов. Умма должна доказать и мировому сообществу, и маргиналам из террористических группировок, что она едина и неделима, что преодолев второстепенные разногласия, она способна, как единый организм, противостоять тем инфекциям и вирусам, которые проникли в него.
На этом пути мы призываем всех людей доброй воли, организации и движения, общественные силы к диалогу и сотрудничеству.
22 июля 2015 года, Душанбе