КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Новый номер газеты «Медина аль-Ислам» выходит между двумя основными мусульманскими праздниками — Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) и Ид аль-Адха (Курбан-байрам). Духовное наполнение этих праздников отсылает верующего к таким понятиям как самоограничение, воздержание, жертвенность, преданность. Поэтому материалы номера посвящены темам закята, благотворительности и меценатства, милостыни и жертвенности. С этими понятиями неотрывно связаны и другие — такие как достаток и благосостояние.
Ошибаются те, кто полагает, что милостыня следует за достатком, иначе говоря, жертвовать можно и нужно только тогда, когда достигнут определенный уровень материального благополучия. Напротив, в этой последовательности садака (милостыня) первична, а баракят — его следствие. Этому учит история купцов Ахмеда бая Хусаинова или Салиха Ерзина (как и многих других татарских меценатов конца XIX — начала ХХ веков), изложенная на страницах номера. Из отзывов современников об этих двух личностях известно, что помимо щедрости и преданности делу развития своей уммы, своей нации, их отличала также богобоязненность и скрупулезная честность.
Глубокое осмысление понятия садака в исламской традиции позволяет сделать вывод о том, что богатство — это не номинал купюр, лежащих в твоем кошельке или количество нулей в сумме банковского счета. Но это самоощущение человека, что он обладает благами, которыми может делиться с другими. Осознание, что из дарованного тебе Всевышним удела ты имеешь возможность сделать благое ближнему, делает человека по-настоящему богатым и счастливым. А алчность и скупость ведут к духовной нищете, когда и деньги вроде бы есть, но в них нет благодати, они не приносят радости и удовлетворения, а лишь требуют дальнейшего накопления.
Любой из нас, вне зависимости от размера своих доходов, достаточно состоятелен, чтобы раздавать милостыню, жертвовать, так как пожертвованием может считаться и улыбка, и доброе слово, любая помощь и молитва за своего брата по вере.
Дамир МУХЕТДИНОВ,
главный редактор