Рамадан как время нравственного совершенствования
Вот и наступило самое благословенное время года — месяц милости, щедрости и прощения — время Священного Рамадана.
Рамадан — это уникальное время, когда 24 часа в сутки каждый из нас может находиться в состоянии поклонения своему Господу, ведь дневное воздержание от пищи и питья — это поклонение, разговение постящегося — это поклонение, ночная молитва — это поклонение, утренний прием пищи — поклонение и даже сон постящегося, согласно одному из хадисов, — тоже поклонение.
При этом все мы хорошо понимаем, что Всевышний Творец ни в ком и ни в чем не нуждается. Не нуждается Он и в наших поклонениях, мы же постоянно нуждаемся в Господе. Божественная милость велика и безгранична — даровав нам жизнь и сотворив все, что есть на небесах и на земле, для нас, Творец не оставил нас без Своего попечения. По Своей милости Он ниспосылал нам своих посланников, через которых передавал свои повеления, дабы облегчить мирское существование людей, указать путь к совершенству и счастью. Все Божественные повеления исходят из Его любви и безграничной милости к нам, все они наполнены величайшим смыслом и мудростью.
Пост является одним из самых значимых видов поклонений Всевышнему, награду за которое, согласно изречению Пророка (мир ему), Господь Сам воздаст в Судный день,
т. е. она неисчислима мирскими мерами. Безусловно, что это великое поклонение Всевышнему наполнено великой мудростью и несет в себе глубочайший смысл.
В священном аяте, провозглашающем обязательность поста, Господь раскрывает нам его смысл:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — быть может, вы станете богобоязненными!» (Св. Коран, 2: 183).
Т. е. соблюдая пост, человек должен стать лучше, возвыситься в своей вере и богобоязненности.
Выдающийся татарский богослов Муса Джаруллах Бигиев писал о посте: «Если человек владеет собой и если его капризы и плотские порывы находятся в твердом ведении его намерений, то это настоящий человек в истинном смысле этого слова. Главной и важнейшей благодетелью человека является умение быть хозяином своих устремлений, желаний и порывов. Пост, длящийся на протяжении тридцати дней в месяц Рамадан, по всей видимости, установлен для того, чтобы привить человеку эти качества».
Указывая на то, что только лишь физического воздержания во время поста недостаточно, благословенный Пророк (мир ему) говорил:
«Пост (сыям) заключается не в воздержании от еды и питья, поистине, пост (сыям) — это воздержание от пустословия и сквернословия» (Ибн Хузайма, 1996).
«Если один из вас встанет утром постящимся, то пусть не сквернословит и не делает безрассудных поступков» (Муслим, 1151).
Таким образом, Посланник Аллаха (мир ему) велит нам вместе с отказом от пищи и питья ограничить себя от всего греховного и порицаемого, мерзкого и аморального, поститься не только желудком, но и руками, ногами, глазами, языком и всеми другими частями своего тела.
Имам Газали говорил, что пост всякого, кто ограничивает его до еды и питья, будет формальным и бездуховным. Для того, чтобы пост был настоящим и полноценным, великий ученый указывал шесть вещей, которые, помимо еды, питья и супружеской близости, постящийся должен ограничивать.
1. Удерживать свои глаза от всего отвлекающего от Всевышнего, в особенности от чего возникает страсть. Анас передавал от Посланника Аллаха (мир ему), что пять вещей прекращают пост: ложь, хула, сплетни, ложная клятва и страстный взгляд«.
2. Удерживать язык от вздора и от всего, в чем нет нужды, или постоянно молчать, или быть занятым поминанием Всевышнего (зикр) и чтением Корана; споры и упрямство, причисляемые ко вздору, наносят вред.
3. Удерживать уши, ибо всё, что недостойно высказывать, то недостойно и слушать, а слушающий бывает соучастником говорящего в грехе, лжи, хуле и тому подобном.
4. Удерживать от недостойного руки, ноги и все части тела. Всякий, кто, соблюдая пост, совершает недостойные деяния, подобен больному, который воздерживается от фруктов, принимая яд. Ибо грех — это яд, а фрукты — это пища, избыточное употребление которой вредно, но основа которой не является вредоносной.
5. Не есть во время разговения сомнительное и запрещенное, а также не употреблять чрезмерно из действительно разрешенного, ибо какая цель достигается при приготовлении ночью того, что является пищей [целого] дня? Ведь цель поста — ослабление [страстей], а употребление в один присест двухразовой [нормы] еды приумножает страсть, в особенности, когда накапливает разнообразную еду. Ведь пока у него не будет пуст желудок, сердце не очистится. Если человек, готовясь к вечернему намазу, полностью отдается страсти и объедается, то страсть усиливается, а не ослабевает. Таким образом, не обретается дух поста.
Также предписание состоит в том, чтобы днем постящийся много не спал.
6. После разговения сердце постящегося должно пребывать в неопределенности между страхом и надеждой, не зная, примется ли его пост или нет.
Нам бывает очень сложно обуздать свои желания, часто бывает даже так, что мы становимся рабами своих страстей и все свое время посвящаем лишь их удовлетворению. Но предназначение человека — лучшего божьего творения, намного величественнее, чем примитивное удовлетворение животных желаний. Безусловно, мы не можем жить без еды, питья и других физиологических потребностей, но обуздав их, научившись управлять ими, мы сможем исполнить то великое предназначение, ради которого были сотворены Господом. В этом и заключается цель поста — научиться говорить «нет» своим страстям и желаниям, научиться самоконтролю.
Посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«Если попытаются вас оскорбить или вызвать на ссору или драку, то скажите: «Воистину, я постящийся, воистину, я постящийся» (Муслим, 1151).
Многие думают, что эти слова нужно громогласно произнести в ответ на провокацию, но мусульманские ученые указывали, что, в первую очередь, постящийся должен сказать их сам себе, вспомнить о своем положении и, проявив терпение, ответить добром на зло.
Безусловно, что человек, который в течение всего месяца будет воздерживаться от дозволенной пищи и питья, который на зло будет отвечать терпением и добром, с легкостью сможет отказаться от всего греховного и мерзкого и в остальное время года. Обуздав свои страсти в ответ на внутренние наущения сатаны и внешние подстрекательства и искушения, он скажет: «Нет! Поистине, я мусульманин!», — и с легкостью отвергнет запретное и проявит терпение.
Всем нам хорошо известно, что Господь будет судить наши дела не по внешним признакам, а по внутренней мотивации и намерению. Поэтому основой любого дела, в том числе и поста, является намерение. Сегодня, когда мы готовимся вступить в благословенное время Рамадана, каждый из нас должен четко сформулировать свою цель, чего он хочет добиться за этот месяц ради довольства Всевышнего, от какого плохого качества или вредной привычки хочет избавиться, какую добрую черту хочет привить своему характеру. Только с таким устремлением усовершенствовать свою нравственность и богобоязненность наш пост будет по настоящему полноценным, только за такой пост Господь обещает особую награду, отдельные райские врата «Ар-Райан» и прощение грехов.
Отсутствие же устремления к совершенствованию и нежелание обуздать свои страсти приведут к тому, что отказ от еды и питья не будет иметь никакой ценности перед Всевышним. Предупреждая нас об этом, Посланник Аллаха (мир ему) говорил:
«Многие постящиеся не получают от поста ничего, кроме голода, и многие выстаивающие ночную молитву не получают от нее ничего, кроме бессонницы» (Ибн Маджа, 1680).
Да убережет нас Всевышний от этого и дарует возможность, осознав истинное значение поста, полноценно исполнить Его повеление и насладиться обещанной Им райской наградой.
Дорогие мои братья и сестры!
В связи с тем, что в эти годы благословенный Рамадан выпадает на длинные летние дни, некоторые из нас беспокоятся о сложности исполнения поста в это время. Но вера и надежда на помощь Всевышнего укрепляют нас и дают возможность с легкостью поститься даже в эти длинные, жаркие дни. В этом мы с вами смогли убедиться в прошлые годы. Также хотел бы напомнить, что наши благочестивые предки в такие же жаркие, длинные дни, даже выполняя тяжелую сельскохозяйственную работу в открытом поле под палящим солнцем, не оставляли поста — этой великой возможности приблизиться к своему Господу.
В то же время необходимо отметить, что целью Божественных предписаний не является истязание человека и причинение вреда его здоровью. Поэтому для тех, кто действительно в силу физической немощности или болезни не может поститься, Сам Всевышний ясно разъяснил в Своем Откровении:
«Кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка (выплатить фидью)» (Св. Коран, 2: 183).
Многоуважаемые мусульмане!
Рамадан — это месяц Корана, ведь именно благодаря ему он был выделен среди других месяцев года:
«Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение» (Св. Коран, 2: 185).
Перечитывание Священного Писания в этот благословенный месяц — не только следование пророческой традиции — сунне пророка Мухаммада (мир ему), но и возможность по-новому, сквозь призму накопленного в течении прошедшего года, от Рамадана до Рамадана, жизненного опыта, взглянуть на вечные коранические истины, выровнять свои жизненные ориентиры в соответствии с ними. При этом важно не просто бегло перечитывать коранический текст, а постараться погрузиться в его великие смыслы и по-настоящему сделать его руководством своей жизни.
Дорогие мои братья и сестры!
Очень многое хочется сказать в преддверии благословенного Рамадана, но в силу ограниченности времени я должен быть краток. Поэтому в заключении отмечу еще один, на мой взгляд, чрезвычайно важный урок этого месяца. Повелевая нам ограничивать себя в еде и питье в светлое время суток, давая, таким образом, возможность почувствовать голод, Господь воспитывает в нас чувство милосердия и сострадания. Мы часто забываем о том, что рядом с нами живут люди, лишенные даже куска хлеба, умирающие голодной смертью. Несмотря на то, что мы ежедневно слышим о бедности и голоде, это знание не влияет на нашу жизнь. Так уж устроен человек, что полностью осознать ценность чего-то он может, только лишившись этого. Мы осознаем ценность времени, лишь когда появляется много дел, ценность здоровья — с наступлением болезни, ценность молодости — с приходом старости. Также нам зачастую сложно бывает понять положение другого, пока мы сами не окажемся в подобном. Трудно понять голодающего, если сам никогда не испытывал чувство голода. Пост позволяет человеку понять, что такое голод, испытать сочувствие к тем, кто лишен пропитания, учит быть щедрым и сострадательным.
Пророк Мухаммад (мир ему) отличался удивительной щедростью, но, как сообщают его благочестивые сподвижники, наивысшего пика проявление этого качества достигало именно в Рамадан. Те, кто избрал для себя Пророка (мир ему) примером для подражания, также максимально должны постараться проявить щедрость в это благословенное время. Рамадан — это лучшее время для того, чтобы накормить бедняка, поделиться своей трапезой разговения с ближним, раздать милостыню и выплатить закят.
Все мы помним о том, что, согласно пророческому изречению, для полноценного завершения поста месяца Рамадан необходимо выплатить специальную милостыню разговения — садакатуль-фитр, которую можно выплачивать в течение всего месяца вплоть до начала праздничной молитвы.
Проявлением щедрости и добрососедства являются и знакомые всем нам еще с детства чудесные вечера Рамадана, когда почти каждый вечер то у себя дома, то у кого-то в гостях за столом во время разговения собирается вся семья, родные, близкие, друзья и соседи. Давайте продолжать эту добрую традицию и, даже несмотря на позднее время разговения, угощать близких и проявлять гостеприимство.
И последнее. Сейчас, стоя на пороге Рамадана, он может нам обманчиво показаться долгим. Предотвращая нас от этой иллюзии, Господь говорит о посте: «Аяман-маудат» — «считанные дни», призывая ценить каждую минуту этого благословенного времени. О ценности Рамадана напоминал нам и Посланник Аллаха (мир ему), когда говорил:
«Если бы люди знали, что заключает в себе Рамадан, то моя община пожелала бы его продолжения в течение всего года» (Ибн Хузайма, 1784).
Ислам ЗАРИПОВ,
Имам-хатыб Московской
Соборной мечети