Мечети и мир в миниатюрах Нусрета Колпана
Турецкий художник XX века, миниатюрист и архитектор, Нусрет Колпан (Nusret Colpan) создавал произведения в редкой технике и в оригинальном стиле. Его работы исполнены с большим интересом и любовью. А наибольшее внимание художник уделил достопримечательностям Турции.
Нусрет Колпан
На творчество Нусрета Колпана повлияли произведения Матракчи Насуха (Matrakci Nasuh), который жил в период Сулеймана Великолепного. Сопоставив работы двух мастеров, становятся очевидны общие композиционные приемы. Например, в одной миниатюре присутствуют две перспективы: фронтальная и плоская (вид сверху). Убедиться в этом можно на работах Нусрета Колпана.
В миниатюре «Беязит» (Beyazid) вертикальное сооружение слева изображено во фронтальной плоскости, а красные крыши домов — как вид сверху. Кстати, именно такой метод, совмещение двух перспектив, применяли художники Древнего Египта. Далее интересно отметить, что сиреневая мечеть, Беязит, наклонена вправо, а голубой тротуар — влево, что создает противопоставление и движение в композиции. Этот же тротуар делит композицию на две части. В нижней — доминируют зеленые цвета. Деревья разных оттенков создают ритм, который «оживляют» темно-зеленые растения. Малочисленные красные крыши служат цветовой поддержкой верхней части композиции, в которой доминируют оттенки красного и плотный сиреневый цвета. Последний цвет является поддержкой сиреневой мечети. Спирали слева, схожие по пластике с облаками в древней китайской живописи, характерны для большинства работ мастера.
Анализируя произведение искусства, необходимо уделить внимание истории главного объекта. Это мечеть Беязит, названная именем построившего ее в
Следующая работа — «Мечеть роз» (Gul Camii, Гюль Джами) — обладает вышеописанными композиционными элементами. Между тем интересна ее история. «Мечеть роз» изначальна была христианским храмом, а реконструкцию провели лишь спустя 200 лет владычества Османской Империи. Касательно названия есть две версии. Первая: роскошными розами был украшен алтарь, увиденный янычарами, что подсказало им название. Вторая: названа по имени первого имама мечети Гюль-баба.
Спираль, как структурообразующий элемент композиции, очевидна в работе «Чанаккале» (Canakkale), «Кыз кулеси» (Kiz kulesi), «Анадолухисар» (Anadoluhisari). В «Чанаккале» (это город, порт и административный центр, расположенный на побережье пролива Дарданеллы) расширяющаяся из центра спираль прерывается другими изобразительными элементами, коих множество, и также много разных перспектив. Очевидно, что автор смотрит на мир под разными углами. Предположительно, такая черта характерна для мастеров, работающих в горно-холмистой местности.
Т. е. ландшафт формирует восприятие.
Принципиальное композиционное отличие имеют работы «Бешикташ» (Besiktas), «Бурса» (Bursa), «Гедже сефаси» (Gece sefasi), где основное содержание заключено в прямоугольник, разомкнутый в разных частях.
Рассмотрев работы мастера, можно сказать, что для него характерно следующее: совмещение нескольких перспектив в одном произведении; использование разных композиционных структур; детализация.
Творчество Нусрета Колпана богато и разнообразно. Помимо изображения мечетей и городов, художник создал миниатюры, посвященные
Нусрет Колпан продолжил дело своего учителя Сухейла Унвера (Suheyl Unver) и напомнил зрителю о забытой технике миниатюры.
Левон (Асадуллах) БЕДОЕВ
По материалам islamic-arts.org
и журнала «Мусульманка»