Неизвестная фотография Мусы Бигеева: из истории московской мусульманской общины
В последние годы необычайно возрос интерес к личности и трудам выдающегося татарского теолога и общественного деятеля Мусы Бигеева
Особая роль в изучении биографии и наследия Мусы Бигеева принадлежит петербургскому исследователю Альмире Тагирджановой. Имя глубокого знатока истории мусульманской общины Санкт-Петербурга Альмиры Наимовны Тагирджановой хорошо известно благодаря её многочисленным публикациям, в том числе в энциклопедическом словаре «Ислам в Санкт-Петербурге» (Издательский дом «Медина», М. Н. Новгород, 2009), татарской периодике, краеведческих статьях.
Интерес А. Тагирджановой к личности Мусы Бигеева не случаен: она является женой внука Бигеева. В её распоряжении находятся дневники жены Мусы Бигеева — Асьмы Закировны Бигеевой
Здесь стоит отметить, что нерешенной остается правильность написания фамилии мыслителя (что в целом характерно для передачи татарских фамилий на русском языке). Потомки Мусы Бигеева правильной формой написания его фамилии считают «Бигеев». Именно такую фамилию носили его мать, брат — известный татарский писатель Закир Бигеев
В биографии Мусы Бигеева еще остается много страниц, требующих детального изучения. Так, важным является анализ особого периода жизни Бигеева — середины
С московскими татарами Муса Бигеев был хорошо знаком, он неоднократно приезжал и подолгу жил в Москве и ранее. Из дневника его жены — Асьмы Бигеевой, известно, что в апреле 1917 года, перед началом Первого Всероссийского мусульманского съезда, Муса Бигеев с семьей проживал на квартире выходца из села Азеева Гарифа Бурнашева. Вероятно, это был широко известный в среде московских мусульман Ариф Хусаинович Бурнашев (1880 — после 1934) — представитель богатой купеческой семьи, специализировавшейся на переработке и продаже козьего пуха, имевший отношение к продаже каракуля. Сам Ариф Бурнашев владел домом в Мещанской части Москвы (ныне д. № 18 по улице Гиляровского), был связан с семьями Ерзиных и Ширинских.
Когда Муса Бигеев тайно уезжал в эмиграцию из Москвы в 1930 году, его провожала Шамсикамар Бурнашева — внучка Салиха Ерзина. В целом, круг касимовских и азеевских татар — образованных выходцев из знатных купеческих семейств, был хорошо знаком Бигееву. Уже после эмиграции Мусы Бигеева его дочь — Марьям
В ноябре 1923 года Асьма Бигеева жила в Москве на Второй Мещанской улице, близ нынешней Московской Соборной мечети. Когда Муса Бигеев освободился из-под ареста, он поселился в Замоскворечье, на Большой Татарской улице в доме 24 (квартира 10), где его приняла семья Хакимджановых. Глава семьи — Хамид Хакимджанов, был скорняком, тесно связанным с торговыми семьями московских татар-меховщиков, активным прихожанином мечети на Большой Татарской улице. В начале XX века он жил в Кульдже (Западный Туркестан), где тогда существовала богатая татарская община. Примечательно, что имамом в Кульдже являлся Абдулла Шамсутдинов
Кирпичный дом, где жил Бигеев в Замоскворечье, сохранившийся и сейчас, был построен в качестве доходного в 1914 году на средства купчихи Фатихи Ерзиной, невестки знаменитого мецената Салиха Ерзина. После 1917 года Фатиха Ерзина и её дочь Фатима проживали в этом уже национализированном доме. Именно здесь проживал в свой московский период и известный политический деятель Мирсаид Султан-Галиев
Здесь при реконструкции жизни Мусы Бигеева в Москве
Как рассказывала нам Рауза Кастрова, Муса Бигеев, находясь в Москве в середине
Московским мусульманам, по словам Раузы Кастровой, надолго запомнился его диспут с татарином-антирелигиозником, проходивший в Доме Асадуллаева, в ходе которого блестящий полемист Бигеев одержал убедительную победу. Подобные диспуты вошли в моду в середине
В 1926 году на поезд в Ленинград Бигеева провожала большая группа московской татарской молодежи. Даже за небольшой период пребывания в Москве харизматичный Муса Бигеев смог укрепить свой и так высокий авторитет среди московских мусульман.
Помимо воспоминаний Раузы Кастровой, нам удалось сохранить в оцифрованном виде значительную часть её фотоархива. Уникальные фотографии начала XX века, изображающие представителей предпринимательских династий Ерзиных и Кастровых, помогают не только в изучении истории татарского купечества и меценатства, реконструкции генеалогических связей, но и являются редкими артефактами.
Именно в архиве Раузы Кастровой мы обнаружили фотографию Мусы Бигеева и мектеба мечети в Замоскворечье, датируемую
На публикуемой в этой статье фотографии Муса Бигеев находится в центре в очках. Рядом с ним имам Абдулла Шамсутдинов, представители актива мечети и ученики. Рауза Кастрова — первая слева в первом ряду.
Удивительная жизнь Мусы Бигеева, его странствия по миру после вынужденной эмиграции в 1930 году нашли отражение во многих источниках. Вероятно, не будет преувеличением сказать, что биография Мусы Бигеева, в сравнении с другими великими татарскими мыслителями начала века, наиболее полно отражена в фотографиях разных эпох и стран. К примеру, Альмире Тагирджановой удалось собрать и опубликовать несколько фотографий, иллюстрирующих пребывание в
Марат САФАРОВ, кандидат педагогических наук