Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам № 5 (163) /Май-Июнь 2015/ Священный Коран о посте
26.06.2015
Иллюстрация

2: 183: «О вы, которые поверили! Пост предписан вам так, как он был предписан тем, которые были до вас. Так вы сможете (стать) сдержанными».

«Как он был предписан» — эта фраза не означает, что мусульманский пост похож на посты, соблюдаемые ранее, — ни по числу дней, ни по продолжительности или образу соблюдения поста, ни в других отношениях: фраза только означает, что принцип само­отречения путем поста не нов.

2: 184: «(Пост)  в отсчитанные дни. Но если кто из вас болен или в пути, то предписанное число (должно быть выполнено) после этого. Кому это делать (сложно), следует выкупить раба или накормить одного голодного. Но если кто желает сделать большее по своей собственной воле, то так будет лучше для него. Лучше для вас держать пост, если бы вы только знали!»

Эти строки следует читать с учетом последующих аятов (185–188), что позволит яснее осознать: физический пост приобретает свое истинное значение вместе с его духовным значением.

Мусульманский пост не направлен на самоистязание. Правила его соблюдения строже по сравнению с другими постами, однако в особых случаях предусмотрены и особые условия, смягчающие временные лишения. Если бы дело касалось лишь временного воздержания от пищи и напитков, то такой пост был бы только благотворен для многих людей, которые обычно едят и пьют с излишеством. Инстинкты еды, питья и пола сильны у животных натур, и временное воздержание от этих инстинктов позволяет переключить внимание на более высокие материи. Это необходимо для действенной молитвы, созерцания, актов искреннего милосердия и сострадания, чуждых всему показному и связанных с истинным желанием найти тех, кто действительно оказался в нужде, и помочь им. Определенные требования предписываются, но гораздо более высокие требования рекомендуются.

Случаи смягчения условия поста не следует толковать в смысле растяжимости и произвольно: такое смягчение предусмотрено только в тех случаях, когда пост действительно вызывает боль или настоящее страдание. Если пост совпадает со временем путешествия или поездки, то его условия могут быть смягчены при определенной длительности и тяжести пути. Некоторые комментаторы полагают, что для этого требуется путешествие длительностью не менее трех переходов, другие называют точные цифры и определяют минимальную продолжительность пути в 16 фарсахов, что составляет около 75 км. Однако переход в 13–15 км пешком более утомителен, чем поездка на такое же расстояние в воловьей упряжке. Различные степени усталости проявляются при поездке на одно и то же расстояние верхом на лошади или на верблюде, в комфортабельном поезде или в автомобиле, на теплоходе или на различных видах самолетов. Автор данных строк полагает, что установленный стандарт зависит от средств передвижения и индивидуальных возможностей. В каждом случае его лучше определять сообразно обстоятельствам.

«Кому это делать сложно» — имеются в виду пожилые люди или люди, попавшие в особые условия. Ученые относят к таким лицам женщину, ожидающую ребенка или имеющую грудных детей, однако в этом вопросе нет полного единства мнений; некоторые полагают, что такие люди должны провести пост позднее, когда смогут.

2: 185: «Рамадан  (месяц), во время которого был ниспослан Коран как руководство для человечества, ясные (знамения) наставничества и различение (между добром и злом). Пусть же каждый из вас, кто пребывает (в своем доме) во время этого месяца, проводит его в посту. Но если кто-либо болен или находится в путешествии, предписанный период (должен быть исполнен) позднее. Аллах дает вам все возможности, Он не желает возлагать на вас трудности. (Он хочет, чтобы вы) завершили предписанный период и прославляли Его за то, что Он повел вас прямым путем. Так вы можете быть благодарными».

«Различение» (между добром и злом) — имеется в виду аль-Фуркан, т. е. критерий, или Различение, по которому мы принимаем решения о том, что отнести к праведному, а что — к неправедному (см. также комм. к аяту 53 данной суры).

Устанавливаемые требования связываются с двумя вещами:

а) данные условия и обещания (а также определенные уступки),

б) духовное значение поста, без которого он может быть уподоблен скорлупе без ядра.

Если мы осознаем это, то будем смотреть на Рамадан не как на бремя и тяжкую повинность, но будем благодарны и за него, и за данные нам руководства.

2: 186: «Когда Мои слуги спрашивают у тебя обо Мне, Я, воистину, близок (к ним): Я отвечаю на молитву каждого, кто просит Меня. Пусть же они так же, добровольно, слушают Мой призыв и верят в Меня. Так они могут пойти прямым путем».

Эти аяты (186 и 188) имеют отношение и к Рамадану, но в них подчеркиваются и особые духовные аспекты. Здесь нам говорится о молитве и близости Господа, а в аяте 188 мы видим напоминание о скромности и недопустимости «проедать ради тщеславия» свое добро или тем более добро других людей.

2: 187: «Разрешено вам в ночь поста касаться ваших жен. Они  одеяние для вас, а вы  одеяние для них. Аллах знает то, что вы привыкли делать втайне между собой, но Он повернулся к вам и простил вас. Входите же к ним и ищите того, что Аллах предписал вам. Ешьте и пейте, пока на рассвете не сможете отличить белую нитку от черной, а после держите пост, до того как приходит ночь. Но не входите к своим женам, когда вы пребываете в мечетях. Таковы пределы, (установленные) Аллахом, не нарушайте же их. Так Аллах делает ясными Свои знамения для людей. Так вы можете стать сдержанными».

Мужчины и женщины сравниваются с одеянием друг друга, т. е. они созданы, чтобы оказывать друг другу поддержку, создавать друг другу уют, а также должны защищать друг друга, закрывая и облекая друг друга подобно тому, как удобное одеяние облекает человеческое тело. Одеяние служит как для красоты и показа, так и для прикрытия. Вопросы пола требуют особой деликатности: в этих строках нам говорится, что даже в таких вопросах ясный, открытый и честный подход лучше, чем обман и самообман. Половой инстинкт — физическая потребность человека наряду с инстинктами еды и питья; плотское влечение следует обуздывать и скрывать, сдерживать, но не надо его стыдиться. Проявления плотских влечений запрещены во время поста днем, но допустимы ночью, когда пост прерывается до следующего утра.

Имеются некоторые расхождения в отношении точного толкования этих аятов. Автор данных строк понимает отмеченную фразу как параллельную последующей — «есть и пить»: все три выражения связаны предложением «пока не появится белая нитка восхода». То есть все три указанные вещи становятся запретными с возобновлением поста ранним утром. Или же значение будет следующим: «То, что разрешено, не так плохо, но вы должны стремиться к более высоким вещам, предназначенным для вас».

Любители природы представляют чудесные картины раннего утра: сначала появляются тонкие светлые, еще неопределенные полосы на востоке, затем тьма все более растворяется и сдвигается на небосклоне, преследуемая прекрасной розовато-белой предрассветной полосой, четко отделенной от расползающейся тьмы; наступает восход, и возобновляется пост.

«До того как приходит ночь» — учитывая известный образ жизни Посланника Аллаха, эту фразу более точно можно передать словами: «до заката» или «до захода солнца».

Приход в мечеть к ночи после прекращения поста особенно рекомендуется в конце Рамадана для того, чтобы избежать всякие плотские искушения и греховные помыслы.

Мы считаем, что под этими ограничениями следует понимать весь свод правил и регламентов, предусмотренных на случай поста.

2: 188: «Не проедайте вашего имущества впустую, не используйте его как подкуп для судей с намерением незаконно и сознательно проесть часть (чужого) имущества».

Помимо трех физических потребностей человека, способных сделать его жадным и алчным, в обществе, как известно, существует и четвертый вид алчности — «алчность богатства и приобретения вещей». Нельзя считать достигнутой цель поста, если остается необузданным и этот вид алчности. Обычно честные, порядочные люди довольны, если они остаются незапятнанными грабежом, кражей, расхитительством или растратой чужих денег и имущества. В отмеченных строках указываются более коварные формы алчности. Одной из таких форм является использование своего собственного добра или денег для подкупа (или задабривания) других людей — судей или представителей власти — с целью получения материальной выгоды под прикрытием или защитой закона. Слова, переведенные как «чужое имущество», могут также означать «общественное достояние и имущество». Еще более коварной формой является использование нашего собственного состояния или достояния, средств, которые нам доверены — как буквально сказано в тексте «находящихся среди вас» — для легкомысленных или тщеславных целей. По исламским понятиям, такие поступки или преступления также считаются проявлением алчности. Обладание имуществом или какими-то средствами сопряжено с соответствующими обязанностями, с ответственностью. Если мы не осознаем их как следует и не будем выполнять, то, значит, уроки самоограничения и самоотречения, которые нам даются во время постов, прошли мимо нас.

Перевод смыслов и комментарий Корана
Абдулла Юсуф Али. Священный Коран:

перевод на русский язык с комментариями Абдуллы Юсуфа Али. Гл. ред. Д. Мухетдинов /

 

Москва: ИД «Медина», 2015



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.