VII Научно-образовательная мусульманская теологическая конференция «Роль и значение исламского богословского наследия в укреплении духовного пространства Евразии», состоявшая из пленарной части, круглого стола «Воссоздание школ исламского богословия в пределах постсоветских государств: новые возможности, опыт и проблемы» и научного семинара «Трехступенчатая система исламского образования: проблемы и перспективы», состоялась
1. Указать на тот факт, что первоочередное значение для воссоздания школ традиционного богословия имеет создание конкурентоспособной системы религиозного образования. Для решения этой задачи жизненно важно наладить на постоянной основе широкое сотрудничество и взаимообмен актуальными наработками в области религиозного образования между государствами евразийского пространства, прежде всего — в рамках Содружества Независимых Государств.
2. Отметить перспективность создания при Международном мусульманском форуме Экспертного совета по выработке концептуальных основ развития мусульманского сообщества. В качестве одной из задач, поручить Экспертному совету разработку концепции и комплексной программы взаимодействия исламских вузов стран СНГ и зарубежными образовательными центрами.
3. Подчеркнуть востребованность, актуальность и положительный эффект Программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, основанной по просьбе религиозных деятелей российских мусульман администрации Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации, высоко оценить накопленный положительный опыт взаимодействия светских вузов и религиозных мусульманских учебных заведений при этом отметив безусловную необходимость постоянного повышения эффективности программы, которая включает объективный анализ реализуемого плана мероприятий, особенностей администрирования программы и соотнесения их с целями и задачами, поставленными Правительством РФ перед участвующими в Программе светскими и религиозными ВУЗами.
4. В приоритетном порядке обозначить необходимость совершенствования механизмов финансирования исламских ВУЗов в рамках Плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Разработать механизмы обеспечения приоритетной государственной поддержки исламских университетских центров с учетом специфики образовательной отрасли.
5. Признать безусловную важность и необходимость продолжения сотрудничества центров академического образования и науки с религиозными образовательными центрами как в рамках вышеуказанной Программы, так и вне ее рамок. Дальнейшее партнерство должно строиться как на традициях сотрудничества светского востоковедения с исламскими богословами, основанного в России еще в XIX веке, так и на опыте новейшей истории, прежде всего, опыта соработничества и реализации совместных проектов Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России с крупнейшими центрами исламоведения и арабистики страны.
6. Предложенная Концепция трехступенчатой системы подготовки специалистов по истории и культуре ислама могла бы основываться на создании специального «исламоведческого профиля» внутри направления подготовки «Востоковедение и африканистика» 41.03.03. Реализация построения учебного процесса по специальности «исламоведческий профиль» может осуществляться в рамках вариативной части Государственного Образовательного Стандарта высшего образования по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика» (бакалавриат), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 941, а также в магистратуре и аспирантуре.
7. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации с инициативой создания Экспертного совета по реализации трехступенчатой системы подготовки специалистов по истории и культуре ислама (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Экспертный совет призван также консолидировать усилия со стороны ведущих экспертов в области исламоведения — как академического, так и религиозного, а также специалистов по методикам преподавания из разных научных и учебных заведений.
11 декабря 2014 г., Москва