Празднование провозглашения Узбекской ССР. Фотография 1924 года. Фото: history-at-russia.ru
Значение этого процесса в истории Средней Азии и Казахстана трудно переоценить. В 1991 г. новые национальные государства за незначительными исключениями сформировались в границах 1924 г. Тема справедливости этих рубежей вероятно никогда не будет исчерпана. Не случайно, что радикалы призывают к пересмотру границ и объединению уже в рамках единого халифата. К единству мусульманских народов, но естественно в составе России 130 лет назад призывал Исмаил Гаспринский и его идеям следовали лидеры джадидов из числа либералов и умеренных социалистов.
Лозунг «Олуг Туркестан» — единой территориальной автономии мусульман Центральной Азии в составе Российской Федеративной Республики объединил лидеров джадидов региона в конце 1917 г., когда в Коканде на 4-м Чрезвычайном краевом мусульманском съезде, было провозглашено создание «Туркестанской автономии». В апреле 1918 г. на территории Туркестанского генерал-губернаторства была провозглашена Туркестанская АССР, контролируемая переселенцами, так как мусульман региона признали, не имеющими достаточного классового сознания. Однако Туркестан был вскоре отрезан от основной территории РСФСР белыми войсками, и славянскому меньшинству пришлось искать союзников среди мусульманского большинства. В итоге, в январе 1920 г. председатель Туркестанского Центрального исполнительного комитета Турар Рыскулов выступил с идеей создания «Тюркской советской республики» (или «республики тюркских народов»), т. е. по сути дела с проектом «Большого Туркестана». На краевой партконференции тогда было заявлено: «... В интересах интернационального объединения трудящихся и угнетённых народов провести путём коммунистической агитации идею уничтожения стремления тюркских народностей делиться по существу и названию: на татар, киргиз, башкир, узбеков и т. д. и составлять отдельные мелкие республики, а объединить в целях сплочённости и привлечения других тюркских народностей, не входящих в состав РСФСР, вокруг Тюркской Советской республики...»
Идея единой Тюркской республики, Мусульманской компартии и Мусульманской Красной армии берут начало уже в деятельности советского Мусульманского комиссариата, созданного в январе 1918 г., лидерами которого были вначале Мулланур Вахитов, а затем Мирсаид Султан-Галиев. В декабре 1919 г., несмотря на поддержку съезда мусульманских коммунистов, Политбюро ЦК РКП (б), то есть высший орган партии, выступило против создания Татаро-Башкирской советской республики, которая должна была объединить земли вокруг Уфы, Казани и Оренбурга. Внешне парадоксально, но все основные борцы против реальной мусульманской государственности не были этническими русскими: Ленин, Сталин, Фрунзе, Рудзутак.
Туркестанскую комиссию возглавил Михаил Фрунзе, который идею «Тюркской республики» отверг. Тогда же появился план разделения Туркестана на национальные территории. В марте 1920 г. ЦК РКП (б) и ВЦИК РСФСР приняли новое Положение об автономии Туркестана, в котором говорилось, что Туркестан — республика «... основных народов, его населяющих: туркмен, узбеков, киргизов, с областным делением по существующим национальным группировкам, экономическому и бытовому укладу...». Турар Рыскулов и его единомышленники были сняты со своих должностей.
13 июня 1920 г., через три недели после создания Татарской АССР, включившей в себя пятую часть территории ТБСР, Ленин написал свою резолюцию «Замечания о задачах РП (б) в Туркестане». В разделе «Внутренняя организация Туркестана» указывается: «Считая необходимым предоставить национальным группам Туркестана возможность организоваться в автономные республики, а национальным меньшинствам в коммуны, на ТурЦИК возлагается обязанность созвать съезд Советов узбекских, киргизских и туркменских трудящихся для окончательного разрешения вопроса об организационных формах их существования. Впредь до созыва этих съездов произвести областные разделения Туркестана в соответствии с его территориально-этнографическим составом». Далее Ленин указывает: 1) Поручить составить карту (этнографическую и проч.) Туркестана с подразделением на Узбекию, Киргизию и Туркмению. 2) Детальнее выяснить условия слияния или разделения этих 3 частей...«. Но эти планы пока решили не вводить в жизнь. В 1920 г. советские войска взяли под контроль всю территорию Средней Азии, где на месте ханств были созданы Бухарская народная советская республика и Хорезмская народная советская республика.
В 1923 г. после ареста М. Султан-Галиева Сталин объяснял активизацию басмачества тайной его поддержкой ведущими советскими руководителями — Т. Рыскулова, Ф. Ходжаева, С. Ходжаева. В правительстве Бухары была проведена чистка, в результате которой лишились своих постов видные деятели джадидов — министр просвещения А. Фитрат, министр иностранных дел А. Пулатходжаев (родной брат бежавшего к басмачам У. Пулатходжаева), министр финансов С. Ходжаев.
Дальнейшими мерами централизации и подготовки размежевания стали: преобразование Хорезмской (1923) и Бухарской (1924) народных советских республик в социалистические республики, принятие бухарской и хорезмской компартий в состав РКП (б), образование Среднеазиатского бюро ЦК РКП (б) (1922) и объединение экономической деятельности среднеазиатских республик.
31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР и появился «большой пряник» в лице возможности получения статуса союзных республик. В главе второй «О суверенных правах союзных республик и о союзном Гражданстве» указывалось: «п.3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно... п.4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза... п.6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия».
Практически сразу же был запущен механизм национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии и Казахстана: его поддержали Пленум ЦК бухарской компартии (25 февраля 1924), Исполбюро ЦК компартии Хорезма (3 марта 1924), ЦК компартии Туркестана (10 марта 1924).
12 июня 1924 Политбюро ЦК РКП (б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии», в котором одобрило предложение партийных организаций среднеазиатских республик о проведении национально-территориального размежевания. 16 сентября 1924 г. ЦИК Туркестанской АССР приняло постановление о территориально-национальном размежевании «среднеазиатских» республик. Его поддержали 5-й Всебухарский курултай Советов (20 сентября) и 5-й Хорезмский курултай Советов (29 октября). Двумя днями ранее 27 октября 1924 г. 2-я сессия ВЦИК СССР 2-го созыва, заслушав доклад о постановлениях верховных органов власти среднеазиатских республик и РСФСР, придала этим решениям силу государственного закона.
В
В дальнейшем Таджикская АССР (в 1929), Казахская АССР и Киргизская АССР (в 1936) были преобразованы в союзные республики, а Каракалпакский АО — в Каракалпакской АССР (в 1932) в составе РСФСР (с 1936 входит в состав Узбекской ССР). Так были созданы пять республик (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), одна автономная республика (Каракалпакстан) и одна автономная область (Горно-Бадахшанская) в Средней Азии.
В заключении статьи приведем записку академика РАН, выдающегося исламоведа Василия Бартольда «ПО ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ТУРЕЦКИХ И ИРАНСКИХ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ». Он прямо пишет: «Национальный принцип в том виде, как он был проведен в жизнь при национально-государственном размежевании Средней Азии в 1924 г., был выработан западноевропейской историей XIX века и совершенно чужд местным историческим традициям... Вполне естественно, что под влиянием общей европеизации Востока усвоенные из Европы принципы иногда сказываются сильнее местных традиций, и нет никакого основания, как это иногда делается, подвергать факты местной истории искажению или искусственному толкованию, чтобы найти в них оправдание для проводимых в настоящее время перемен».
В итоге, возникшие в пяти государствах общности за годы советского режима в целом восприняли «усвоенные из Европы принципы», усиленные общегосударственной политикой этнизации, были сцементированы границы союзных республик. После распада СССР здесь не возникло самопровозглашенных республик, а не вписывающиеся в местную модель государственности предпочитают покинуть данную республику. Будем надеться, что модель халифата не приведет территории Центральной Азии к новому единому государству, а интеграция примет формы межгосударственного сотрудничества в рамках существующих госграниц.
Айдар ХАБУТДИНОВ,
доктор исторических наук