Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №152 — Всевышний пречист от уподобления созданиям
04.07.2014

Всевышний пречист от уподобления созданиям

Если всмотреться в историю, то не трудно заметить, что в эпоху Посланника Аллаха (мир ему) сподвижники (да будет доволен ими Аллах) всячески возвеличивали Всевышнего Создателя. При этом они были далеки от излишних исследований атрибутов и качеств, присущих Всевышнему Аллаху.

Шло время. И стали появляться искаженные течения, наподобие каррамии, мушаббиха, наджжаррии и мутазилии, которые стали приписывать Всевышнему Аллаху качества, противоречащие Его величию. И одним из таких противоречий является приписывание Всевышнему Создателю определенного места пребывания. Именно после этого появилась насущность в разъяснении этого вопроса, а именно того, что Всевышний Аллах не нуждается в определенном месте. И главным оружием противостояния ученых ахлюс-сунны искаженным течениям стали Коран и сунна Посланника Аллаха (мир ему).

Стоит наверное пояснить, каково было воззрение различных течений. Так, по мнению приверженцев каррамии и мушаббиха Всевышний Аллах восседает на арше (троне). Приверженцы наджжаррии утверждали, что Всевышний везде. Мутазилиты думали, что Всевышний Аллах повсюду, но не Своей сущностью, а Своим знанием.

Приверженцы же ахлюс-сунны утверждают, что Всевышний Создатель далек от того, чтобы ограничивать Себя каким-либо местом. Так, известный ученый Омар Насафи, в своем труде под названием «Акаид», пишет, что «Всевышний Аллах не находится в определенном месте». Почему? Одно место может находиться в отдалении от другого места. Это же качество присуще телам. То есть если одно тело находится вблизи от чего-либо, это указывает на то, что оно далеко от чего-либо другого. К тому же сущности Всевышнего Аллаха несвойственны понятия сторон. То есть перед, тыл, правая и левая стороны, верх и низ. Так, все в этом мире, в том числе и стороны, являются созданиями Всевышнего Аллаха, которые Он создал из ничего. Само понятие «ничего» указывает на отсутствие чего-либо, в том числе и сторон. Так значит вышеперечисленные шесть сторон являются созданиями. К тому же Всевышний Создатель объемлет все, но ни что не объемлет Всевышнего (Сура «Аль-Бакара», 255 аят). Всевышний Аллах пречист от подобного!

Из сказанного выше следует, что одним из основных отличий вероубеждения ахлюс-сунны от других течений является то, что мы не приписываем Всевышнему Создателю определенного места пребывания. Именно поэтому такие понятия, как «Всевышний Аллах находится на небесах», Всевышний восседает на троне«, являются ничем иным, как уподоблением Всевышнего Создателя созданиям, что является куфром. В этом вопросе между учеными ахлюс-сунны нет разногласий.

Теперь стоит подробнее рассмотреть утверждение приверженцев ахлюс-сунны о том, что Всевышний Аллах пречист от того, чтобы находиться в определенном месте. Почему?

Во-первых: согласно мнению большей части ученых аяты и хадисы, прямой смысл которых указывает на верх, являются муташабих («имеющий сокрытый смысл»). То есть, не с прямым и ясным значением. Поэтому верх, к примеру небеса, не воспринимается в качестве указания местонахождения Всевышнего Аллаха. Истинное же значение подобных аятов и хадисов перепоручается Всевышнему и Его посланнику (мир ему).

Те же, кто утверждает, что Всевышний Аллах находится на небесах, говорят, что об этом сказано в Коране и сунне, и что на это же указывали сахабы (да будет доволен ими Аллах).

Во-вторых: ученые ахлюс-сунны утверждают, что приписывание места Всевышнему Аллаху является приписыванием Ему недостатка. Хотя бы потому, что Всевышний Аллах не нуждается ни в чем, в том числе и в месте пребывания.

Те же, кто утверждает, что Всевышний Аллах находится на небесах, говорят, как ни странно, что это не является приписыванием Всевышнему Аллаху недостатков, противоречащей Его сущности, и что это не уподобляет Его созданиям. Те, кто утверждает, что Всевышний находится на небесах, приводят следующие доводы. К примеру, в качестве своего довода они приводят аят: «К Нему возносится прекрасное слово». (Сура «Фатыр», 10 аят)

Ученые же ахлюс-сунны говорят, что этот аят не указывает на то, что Всевышний Аллах находится вверху или же на небесах. На самом деле этот аят указывает на принятие хороших слов. Так как понятие «вознесение» может в прямом смысле использоваться в отношении тел, но никак не в отношении слов.

Следующим доводом, приписывающих Всевышнему Аллаху определенное место, является аят: «О Иса! Я упокою тебя, вознеся тебя ко Мне» (Сура «Аль Имран», 55 аят). То есть получается, что Всевышний поднял Ису (Иисуса) к Себе, наверх.

Ученые ахлюс-сунны говорят: «Это также не является доказательством того, что Всевышний Аллах находится на небесах. Так пребывание вверху указывает на ограничение в пространстве. А это свойство тела. Мы же никогда не приписываем тело Всевышнему. И ни что не может ограничить Всевышнего Создателя, в том числе и пространство, которое также является созданием».

Доказательством того, что этот аят является муташабих («имеющий сокрытый смысл») является то, что никто не может утверждать, как именно Всевышний Аллах вознес Ису (Иисуса). Разве это не ведомо одному лишь Всевышнему?! К тому же нет приказа Всевышнего, чтобы мы, мусульмане, исследовали этот вопрос и давали ему пояснение. Поэтому мы, приверженцы ахлюс-сунны, не даем пояснения подобным аятам, а лишь говорим: «Истина ведома одному лишь Всевышнему!»

Следующий довод приписывающих Всевышнему Аллаху определенное место. Всевышний сказал: «Неужели вы сомневаетесь в том, что Тот, Кто на небе, заставит землю поглотить вас, когда она придет в сотрясение?» (Сура «Аль-Мульк», 16 аят).

Ответ ученых ахлюс-сунны: значение слов «тот, кто на небе» — то есть, Его всемогущество, власть и господство. («Тафсир Аль-Джалалайн», «Тафсир Ибн Касира») Что же касается неба, то это место нахождения арша, курси, ляух аль-махфуза, а также место пребывания ангелов. К тому же следует учитывать, что эти слова предназначались кафирам и были сказаны на понятном им языке.

Самым излюбленным доказательством тех, кто утверждает, что Всевышний на небесах, являются слова: «Он — Милостивый, который вознесся на троне». (Сура «Таха», 5 аят)

Ученые же ахлюс-сунны говорят: «Во многих аятах говорится о вознесении на трон. К примеру, сура „Аль-Аграф“, 54 аят, сура „Юнус“, 3 аят. Но это не является доказательством того, что Всевышний на небесах. Так как нахождение в определенном месте ограничивает сущность Всевышнего Аллаха. То есть, если Он где-либо, значит Его нет в другом месте. Это же качество, присущее созданиям. А Всевышний Аллах пречист от уподобления им». Из этого следует, что Всевышний вознесся свойственным лишь Ему способом, ведомым лишь Ему. И здесь вступает в силу правило ахлюс-сунны: «Истина ведома одному лишь Всевышнему». К тому же следует учитывать, что Коран ниспослан на арабском языке. А арабы используют слово «истиуа» (вознесение) относительно владения чем-либо. К примеру, троном. Владение же троном указывает на высшую инстанцию власти. Именно поэтому синонимом слова «истиуа» (вознесся) является слово «истауля» (овладел).

Следующий момент: нет ни одного ученого ахлюс-сунны, который не то чтобы давал бы разъяснение подобным аятам, а запрещали даже спрашивать об этом. Так, Имам Малик сказал: «Истиуа — известно (то есть, его лингвистическое значение). Каким образом — не известно. Спрашивать же об этом является бидаатом».

Теперь стоит поговорить об аятах, которые напрямую указывают на то, что Всевышний Создатель не может быть подобным созданиям. Так, в 11-м аяте суры «Аш-Шура», Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему».

Мы, создания, состоим из частей тела. Мы нуждаемся во всем, в том числе и месте пребывания. Что будет, если приписать Всевышнему Аллаху хотя бы что-либо, что присуще нам?!

Всевышний, в 255-м аяте суры «Аль-Бакара», сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь». То есть все в том мире существует благодаря Всевышнему Аллаху. То есть все нуждается в Нем. Если же представить что Всевышний находится в определенном месте, то получается, что Он нуждается в нем?! Куда, в таком случае, девать качество Всевышнего Аллаха — Аль-Каййум (Поддерживающий жизнь)? И разве это не является противным сущности Всевышнего?

В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры, Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «О Всевышний! Ты — явный. И нет ничего превыше Тебя. Ты — скрытый. И нет ничего скрытного для Тебя» (Сахих Муслим, 2713).

Имам Ахмад ибн Хусайн Аль-Байхаки говорил, что многие ученые опираются на этот хадис, и что этот хадис является доказательством того, что Всевышнему Создателю не свойственно пребывание где-либо.

Теперь стоит привести несколько высказываний саляфов, которые также указывают на то, что Всевышний Аллах не нуждается в месте.

Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах), один из тех, за кем Посланник Аллаха (мир ему) наказывал следовать, сказал: «Был Всевышний и не было тогда места. И Всевышний есть и сейчас, подобно тому, как Он был раньше» (Мансур Аль-Багдади, «Аль-фарку байналь-фирак»).

Имам Джафар Садик сказал: «Тот, кто думает, что Всевышний Аллах в чем-либо, из чего-либо или же над чем-либо, тот — мушрик. Так как если Он в чем-либо, значит Он ограничен. Если над чем-либо, то значит Он висит. Если же из чего-либо, значит Он появился» (Кушайри, «Рисалятул-Кушайри»).

Имам Абу Ханифа сказал: «Был Всевышний Аллах и не было ни одного места. Он был до того, как создал все создание. И тогда не было ни места, ни создания, не было ничего. И Он — Создатель всего» («Фикх аль-асбат).

Имам Шафии сказал: «Был Всевышний и не было места. И Он создал место. И до создания места Всевышнему были свойственны Его изначальные качества. Не может быть так, чтобы сущность Всевышнего Аллаха менялась. И не может быть так, чтобы Он приобрел какое-либо новое качество». (Зубайди, «Итхафу садатил-муттакин»)

Из сказанного выше следует, что приверженцы ахлюс-сунны ауль-джамаа веруют, что:

— Всевышний Аллах извечен;

— нет ничего подобного Ему, и Он не подобен ничему;

— сущности Всевышнего Аллаха не свойственны такие понятия, как сторона, место;

— и если вдруг у нас возникает вопрос: «А где же Всевышний?», — то мы с искренностью говорим: «Он был тогда, когда еще не было ни пространства, ни времени. И Он такой, каким был в то время, когда не было ни пространства, ни времени».

И да наставит нас Всевышний Аллах на путь истины и предопределит, чтобы мы были далеки от того, чтобы приписывать Ему качества, присущие созданиям! Аминь!

Абдуссамад Махат,
религиовед, Казахстан

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.