Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №135 — Мухаммад Хусейн Алсабеков: Религиозный вопрос является наиболее актуальным в деле обеспечения единства и безопасности нашей страны
17.12.2012


 

Выступление первого заместителя верховного муфтия Казахстана шейха Мухаммад­Хусейна хаджи Алсабекова на VІІІ Мусульманском форуме «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели» 27 ноября 2012 года в Москве.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует самого лучшего из его творений — Мухаммада, его семью, его сподвижников и тех, которые следуют за ним до Судного дня!

В государствах бывшего СССР, в том числе Казахстане, резко возрос интерес к духовным традициям, настоятельнее становится необходимость в теоретическом осмыслении исторических судеб духовной культуры, перспектив ее развития.

После обретения страной независимости религиозная ситуация сильно изменилась. Увеличилось стремление к религиозным знаниям. Масса молодых людей уезжает за границу для приобретения там религиозных знаний. Отмеченное с конца прошлого века усиление роли Ислама в Казахстане, России и странах СНГ способствовало росту среди их мусульманского населения числа желающих получить образование в престижных зарубежных религиозных учебных заведениях. Религиозно­политические круги этих государств, преследуя собственные интересы в отношении стран СНГ, стремятся использовать студенческий канал для формирования на постсоветском пространстве новых национальных элит, ориентированных на зарубежные исламские центры.

На сегодняшний день религиозный вопрос является наиболее актуальным в деле обеспечения единства и безопасности нашей страны. Остро ставится необходимость подготовки в Казахстане своих кадров и специалистов религиоведов. Подготовка высококвалифицированных исламоведов внутри страны имеет также и политическую значимость для независимого Казахстана. Поэтому, чтобы избавить молодое поколение от необходимости выезжать за рубеж, мы должны обеспечить для них возможность получения религиозного образования в отечественных учебных заведениях.

В странах СНГ во многих регионах организованы различные учебные заведения по изучению Ислама. Некоторые из подобных учреждений не соответствуют современным требованиям и не отличаются высоким уровнем.

Надо понять, что необходимо, не теряя связи со старым методом обучения, вводить новые качественные изменения в учебные программы и методики в целях качественного исламского образования.

Надо также предоставить молодым работу после получения исламского образования с солидной зарплатой. Чтобы молодежь впредь связывала свою судьбу с исламским образованием. В вопросах по подготовке теологов для наших стран нужна координация с ведущими академическими кругами стран СНГ.

Сегодня свобода вероисповедания позволяет людям вернуть свои традиционные исламские ценности. Если до приобретения независимости количество мечетей во всем Казахстане составляло 68, то сегодня их число достигло 2500, многие из новых мечетей не могут сравниться с прежними в плане вместимости и архитектурного замысла.

Сегодня Духовное управление мусульман Казахстана в своей деятельности достигло больших успехов. И если в советское время Ислам вытеснялся к аулам, где его негласно придерживались старцы и аксакалы, то сегодняшняя картина выглядит совершенно иначе. Мечети в крупных городах переполнены прихожанами, большую часть которых составляет молодежь. Более того, из­за постоянного роста количества прихожан действующих мечетей явно не хватает. И 32 мечети, действующие в Алматы, уже не решают проблему вместимости. Роль имамов в обществе возросла, она уже не ограничивается исполнением религиозных ритуалов в мечети, они активно участвуют в общественной жизни, выступают с докладами на научных конференциях, сотрудничают с прессой, делают успехи в научной деятельности. Теперь к религиозным деятелям начали предъявляться новые требования, в связи с чем появилась потребность в подготовке религиозных кадров внутри страны. Так, с 1991 года при Духовном управлении мусульман Казахстана начал работу Высший исламский институт по подготовке имам­хатыбов, а с 2001 года в результате межправительственного соглашения между Республикой Казахстан и Арабской Республикой Египет начал работу Египетский университет исламской культуры «Нур». Кроме того, в разных регионах страны действуют 10 медресе, каждое из которых предоставляет среднее специальное религиозное образование, а также в 2002 году по инициативе Верховного Муфтия страны, уважаемого Шейха Абсаттара­хаджи, открылся Исламский институт повышения квалификации имамов РК, в котором я сам и являюсь ректором. В этом исламском учебном заведении уже получили знания 1036 имамов и было подготовлено 18 хафизов.

Публикация религиозной литературы получила большое распространение. Так, на казахский, русский и английский языки был и переведены и изданы большими тиражами труды по религиозной тематике самого широкого спектра. В их числе перевод смыслов Корана, хадисы Пророка (мир ему!), положения шариата и т. д. Для этого были созданы несколько специализированных издательских центров, к сотрудничеству с которыми были привлечены высококвалифицированные эксперты, канонические редакторы, профессиональные переводчики. Созданы издательства, занимающиеся публикацией журналов и газет на религиозную, научную и общественную тематику, такие как: газета «Ислам ж не ркениет», журнал «Иман», журнал «Шапа ат Н р», журнал «М сылман» и т. д. В книге Шейха Абсаттар­хаджи Дербисали «Ислам — религия мира и созидания» есть прекрасные теолого­религиоведческие, историко­филологические, исследования, статьи и размышления, доклады и интервью на различные темы. Начал свою работу первый телевизионный канал исламского вещания «Асыл Арна», целью которого является пропаганда истинных ценностей Ислама, национальных традиций и общечеловеческих ценностей, основанных на мусульманской культуре и этике.

В Казахстане ведется работа по предотвращению распространения нетрадиционных исламских течений, а также по усилению влияния традиций принятого в стране мазхаба Абу Ханифы. В 2009 году в Алматы Духовным управлением мусульман Казахстана была организована научно­практическая конференция, посвященная Абу Ханифе. Именем Абу Ханифы было названо недавно открытое медресе в Астане. В университете «Нур­Мубарак» действует научно­исследовательский центр, также названный именем Абу Ханифы. Данный центр занимается сбором ценных рукописей исламоведов и их внедрением в научный оборот.

Одной из актуальных задач на современном этапе является популяризация трудов ханафитских богословов, что способно вызвать гордость казахстанцев за богатое историческое наследие своих предков, воспитывать в людях казахстанский патриотизм. Именно в этом контексте работают ученые нашего университета, которые сумели найти максимальный синтез основополагающих ценностей Ислама и особенностей местных традиций. На сегодняшний день коллективом университета под руководством профессора Шамшидина Керима на основе традиционного ханафитского материала разработана учебно­методическая база и учебные программы для подготовки отечественных богословов в религиозно­образовательных учреждениях Казахстана.

Казахстан имеет давние, уходящие корнями глубоко в историю традиции в плане религиозной толерантности и межконфессионального согласия. Казахстан испокон веков находился на пересечении различных культур и религий. Общеизвестно, что на территории современного Казахстана на протяжении многих веков бок о бок жили люди, исповедующие такие религии, как ислам и христианство, которые вполне мирно сосуществовали между собой и были образцом толерантности и межконфессионального согласия. Эта древняя традиция нашла отражение и в современной этноконфессиональной политике Казахстана. Основополагающими принципами межконфессиональных отношений внутри Казахстана являются толерантность, взаимопонимание и взаимоуважение, межэтническое согласие и религиозная терпимость. Это означает, что как во взаимоотношениях государства с различными, в том числе и с новыми религиозными образованиями, так и в межконфессиональных отношениях основополагающим принципом выступает принцип толерантности. Но это ни в коем случае не повод трактовать толерантность как вседозволенность. В свое время один из французских президентов заметил, что принцип толерантности должен иметь порог применимости, в противном случае он теряет смысл. Действительно, толерантность имеет смысл лишь по отношению к религиозным образованиям, деятельность которых носит позитивный и конструктивный характер и ни в коем случае по отношению к тем, чья деятельность носит деструктивный характер и представляет угрозу как национальной безопасности государства, так и физическому и психическому здоровью человека.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в XXI веке роль исламской религии в Казахстане будет всемерно возрастать в деле консолидации общества, в укреплении межкультурного и межцивилизационного диалога — деле, приобретающем в современном мире все большую значимость.

Мир Вам и милость Всевышнего Аллаха!

(Печатается с сокращениями)



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.