Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №129 — Усиление роли духовных лидеров — залог стабильности
17.06.2012


 

Введение

Лидерами обычно называют тех, кто готов вести за собой других, но не просто вести, а брать на себя ответственность за судьбы идущих вслед за ними. В западной традиции лидеры разделяются на политических и религиозных, поскольку там превалирует принцип отделения светского от религиозного. В мусульманской же традиции лидер изначально сочетал в себе все функции, отвечая и за мирскую политику, и за идеологическую составляющую.

Такой принцип закладывает межэлитную бесконфликтность, тогда как в Западной Европе часто можно было наблюдать обратную ситуацию — например, известные столкновения между «папством» и политическими лидерами конкретной эпохи. Экскурсы в историю полезны всегда, а для тех, на кого возложены функции лидера — в особенности, т. к. многие из духовных или политических лидеров были людьми опытными и (в положительном смысле) расчетливыми. Следовательно, исторический опыт прежних государственных и религиозных лидеров может оказаться крайне полезным и важным.

Необходимость усиления роли религиозных лидеров

В мусульманском мире масштабных конфликтов между духовной и государственной элитой практически не было, однако власти, выстроившие систему династического правления, не смогли стать религиозно­политическими лидерами в полной мере, часто оставляя духовную сферу на попечение ученых­богословов, которых они приглашали на государственную службу. Тем не менее в Исламе остается возможность выбора и политического, и духовного лидера в одном лице, и данный фактор является спасением для идеологической составляющей в жизни общества. И это в свою очередь предоставляет возможность избавления общества от повальной секуляризации, от его разрыва с религиозными морально­нравственными устоями, от разрыва с верой в Бога.

Конечно, в современных условиях возрождение такой концепции власти сложно осуществимо. В связи с этим крайне актуальным становится усиление роли религиозных лидеров таким образом, чтобы они имели возможность оказывать влияние как минимум на морально­нравственные устои общества, поскольку разрушение традиционного кодекса этики и чести на сегодняшний день уже превысило все доступные грани и рамки.

Следует подчеркнуть, что такое усиление роли духовных лидеров не только не противостоит собственно политической власти, но, напротив, при определенных обстоятельствах может привести уже к ее укреплению. А самое главное, что возрождение морально­нравственных устоев не может не отразиться на стабильности — факторе, столь необходимом в наше время. В отсутствие стабильности в общество приходит дестабилизация, а чем это грозит, хорошо знает любой, даже поверхностно знакомый с историей ученик средней школы. Уроки современной истории (Афганистан, Ирак, Ливия) — лишнее тому подтверждение. Едва ли кто­то из представителей власти или простого народа желает повторения подобного рода сценариев, а уж жители среднеазиатских государств, учитывая происходившие в свое время кровавые столкновения в Таджикистане, Узбекистане или Кыргызстане, прекрасно отдают себе отчет в недопустимости таких событий. И если в Афганистане, Ираке и Ливии главным дестабилизирующим фактором была внешняя агрессия, то в государствах Средней Азии таким фактором, по сути, оказалось разложение подлинных исламских морально­нравственных устоев общества. Не случайно одна из пословиц гласит: «Лучше жестокость правителя в течение ста лет, чем жестокость подданных в течение года».

Религиозные лидеры как государственные советники

Одним из важных атрибутов власти является наличие у правителей советников. Начиная с самых ранних периодов человеческой истории у лидеров были помощники. Так, к примеру, у пророка Мусы был его брат пророк Харун (да пребудет над ними мир). А у Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха) были его сподвижники (да помилует их Аллах). Господь даже ниспослал Пророку в одном из аятов Корана специальное предписание о необходимости консультаций со своими сподвижниками: «Советуйся же с ними о делах» (3:159). И если пророки не обходились без помощников, то что же говорить о других людях! Один из мудрецов сказал: «Признак правителя, правление которого будет длительным, таков: вера и разум живут в его сердце, и любовь к нему хранят сердца подданных. Он должен быть умным, чтобы добиться сближения с умными, и он должен любить знания, чтобы учиться у людей науки. И он должен собирать у себя просвещенных, чтобы от него распространялось просвещение».

В современную эпоху грамотных советников в области религии можно назвать редким и ценным даром Всевышнего. Найдя таких специалистов, власти могли бы вздохнуть более­менее спокойно, поскольку появилась бы надежда, что решатся многие проблемы. Не следует недооценивать значение знатока именно в религиозных вопросах, т. к. религия — это идеология. И если обычная власть правит миром материи, то идеологическая, концептуальная власть правит духовным — умами и сердцами.

  Широкая специализация лидеров — залог успеха

Следует понимать, что религиозные лидеры классического века Ислама были не просто верующими людьми, но и высокограмотными специалистами, имевшими аналитические навыки и подкованными в различных сферах и областях жизнедеятельности. Многие из них знали несколько языков, были сведущими в самых разных науках — от истории и географии до красноречия и дипломатии. Очевидно, что если бы Пророк не располагал сведениями в области географии, то он не смог бы отправить послания правителям других государств, а если бы он не знал истории, то не мог бы разъяснять людям исторические аяты Корана. Наука — это не только знание фикха или акиды; это понятие включает в себя гораздо больше. Такой известный ученый, как Мухаммад аль­Газали, сказал: «Наука, которую принимает мусульманин, к изучению которой стремится всей душой, для изучения которой странствует с востока на запад, не ограничена определенным началом и концом. Все, что расширяет горизонты познания и сметает преграды перед познающим интеллектом; все, что укрепляет связь человека с существованием Аллаха и раскрывает новые перспективы познания; все, что позволяет человеку управлять своими силами, пользоваться своими способностями и возможностями, также является наукой, которую надлежит тщательно и глубоко изучать. И мусульманин должен внести в нее свой вклад».

Современные мусульманские религиозные лидеры должны следовать примеру тех, кто заслужил свой авторитет в исламском мире. Те, кто сводит существование уммы к спору о второстепенных вопросах, просто не могут быть на первых ролях в важнейших политических процессах. Если же роль лидеров займут полуграмотные, узкоспециализированные люди, то и они, и сами власти упрутся в глухую стену, поскольку такие лидеры окажутся не способными ни к диалогу, ни к продуктивной деятельности. Такие лидеры поведут общество по тупиковому пути, который, как правило, заканчивается катастрофой со всех точек зрения. И чтобы избежать этого, лидирующее положение в обществе, в том числе и в религиозной сфере, должны занимать те, кто способен к продуктивным шагам в условиях современных реалий. Очевидно, что и нерелигиозная, и еще неокрепшая в религии молодежь крайне нуждается в таких духовных лидерах, которые могли бы как минимум предоставить им повод задуматься о будущем, показать их ошибки, помочь найти тот самый путь, который привел бы их к взаимному благу — то есть приносить пользу Исламу, своей душе и окружающим людям.

Заключение

Пятый праведный халиф Умар II сказал: «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы». Таким образом, лидерство, согласно исламскому вероучению, не должно быть некой забавой, когда кому­то захочется «порулить», и он, не думая о последствиях, возьмет управление на себя. Лидерство, по сути, является одним из самых сложных видов труда — постоянного и требующего большой ответственности. И я обращаюсь к Всевышнему Аллаху, чтобы Он даровал всем, а в особенности духовным и политическим лидерам, мудрости и полезных знаний, а также стойкости и терпения.

Дамир МУХЕТДИНОВ,
первый заместитель председателя ДУМЕР



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.