Интервью с директором департамента конфликтологии Института мира и демократии (Баку) Арифом Юнусом.
— Только что вышла из печати ваша книга «Исламская палитра Азербайджана». Как вы могли бы вкратце охарактеризовать складывающуюся в Азербайджане ситуацию в связи с исламским фактором?
— Еще в 2004 году я написал первую книгу «Ислам в Азербайджане», в которой дал картину как возникновения Ислама у нас в VII веке, так и этапов его развития в последующие периоды вплоть до 2004 года. И в конце книги я сделал вывод, что отныне можно твердо говорить, что Ислам стал серьезным фактором в политической жизни Азербайджана. Тогда этот мой вывод многих удивил. Но последующие годы показали, что я оказался прав. И сегодня, если у нас в Азербайджане о чемто говорят, то как раз о роли Ислама в нашей стране. И если раньше все были атеистами, и не каждый говорил, что он верующий, то сегодня, наоборот, достаточно сложно сказать в Азербайджане, что ты атеист. Все, даже если это не так, предпочитают говорить, что мы мусульмане.
Учитывая это, а также тот факт, что за прошедшие после выхода той книги 7 с половиной лет произошли серьезнейшие изменения и Ислам стал действительно серьезным фактором не только в политической жизни, но и в культурной и других сферах, я и решился взяться за продолжение этой работы на основе новых социологических опросов и интервью, а также мониторинга СМИ и Интернета.
В книге приведена конкретная информация о шиитских и суннитских структурах, отдельно о новых для Азербайджана направлениях, как нурчу и салафиты, которых в русскоязычной прессе и литературе часто именуют нурсистами (по имени духовного авторитета членов движения «Нурджулар» Саида Нурси. — Прим. ред.) и ваххабитами соответственно. Это неправильное название, конечно же, которое вызывает у их адептов болезненную реакцию, особенно у салафитов. В отличие от первой книги, во второй я дал 53 фотографии и много другой конкретной информации. В том числе информацию о наших гражданах, воюющих в Афганистане и Пакистане. Вот вкратце смысл этой книги. То есть я попытался издать чтото вроде краткой энциклопедии или справочника, который помог бы понять, что из себя представляет сегодня Ислам в Азербайджане.
— Какие серьезные изменения за те 8 лет, которые разделяют выпуски книг «Ислам в Азербайджане» и «Исламская палитра Азербайджана», вы могли бы отметить в этой сфере?
— Во-первых, в первые годы после развала СССР и обретения независимости у нас доля так называемых практикующих мусульман, то есть тех, кто ходит в мечеть, совершает намаз и другие необходимые религиозные обряды, в Азербайджане колебалась в пределах 2–3 процентов. Это максимум, если даже не меньше. За последующие 20 лет после обретения независимости число таких граждан возросло до 20–22 процентов. То есть увеличилось в 10 раз. Это огромный рост. Причем должен отметить, что 2–3 процента в первые годы независимости — это еще завышенная цифра. На самом деле тогда вряд ли было больше 1 процента практикующих мусульман. То есть однозначно резко возросло число практикующих мусульман — истинно верующих. У нас 96 % мусульман, но из них 20–22 процента — это те, кто совершают намаз.
Из этого числа лишь 2–3 процента составляют радикально настроенные верующие. Это очень важный момент: не каждый верующий — радикал. Как раз таки наоборот, в большинстве своем они — просто верующие люди, которые особо не интересуются политическими процессами. С другой стороны, мы должны сегодня говорить о том, что в последнее время заметно возросло число радикально настроенных лиц. Другим важным отличием является то, что сейчас Ислам стал важнейшим фактором политической жизни.
Сегодня у нас появились исламские авторитеты. Раньше этого не было. Здесь необходима краткая ремарка — объясню, что это такое. За годы советской власти в Азербайджане, где большинство мусульман — шииты, не стало представителей «марджа аттаклид» или «муджтахидов» — богословских авторитетов, обладающих наибольшими познаниями в области Ислама и имеющих право принимать самостоятельные решения или указы (араб. фетва) по религиозным вопросам. Высший слой муджтахидов составляют Великие аятоллы, аятоллы и худжатульисламвальмуслимин. Именно они венчают иерархическую лестницу шиитских служителей культа. За годы советской власти никого из них не осталось. Ктото был расстрелян, другие умерли и т. д.
Долгое время у нас фетвы издавал шейхульислам или Духовное управление мусульман Кавказа (ДУМК). Однако по своему статусу ни шейхульислам, ни ктото еще в ДУМК не имеют права издавать фетву. Ни он и никто другой из представителей ДУМК не имели юридически такого права ввиду отсутствия соответствующего статуса. Они не были представителями марджа аттаклида. На это у нас долгое время никто не обращал внимания. Но за последние годы из проучившихся в Иране и вернувшихся в Азербайджан религиозных лиц уже четверо имеют такой статус. То есть они по статусу выше, чем шейхульислам и ктото из ДУМК. Кстати, в настоящее время все четверо арестованы в связи с прошлогодними акциями Исламской партии. Все четверо. В своей книге я как раз даю информацию о них с фотографиями. То есть для верующих шиитов (у суннитов несколько иная структура) только эти четверо являются духовными лидерами, и по статусу они выше, чем официальный духовный лидер Азербайджана шейхульислам Аллахшукюр Пашазаде, у которого статус ниже, и которому самому требуется марджа аттаклид, т. е. пример для подражания (в настоявшее время таким духовным лидером для шейхульислама является Великий аятолла Али асСистани). Это совершенно новый момент, который, конечно же, завтра также скажется.
Ясно одно, что если в 2004 году я только делал вывод, что Ислам будет развиваться по восходящей линии, то сегодня уже речь не идет о том, что Ислам будет развиваться. Речь идет о возможности преобразования этого движения наверх, в политическую сторону. То есть будет ли у нас в перспективе исламская революция? Возможен ли приход исламистов к власти в Азербайджане? Уже сейчас у нас этот вопрос стоит в такой плоскости. В своей новой работе я указываю, что вариант прихода исламистов к власти пока не совсем реален. В силу очень многих причин. В первую очередь потому, что в Азербайджане они разделены на три группировки — шиитские структуры, которые, в свою очередь, подразделены на несколько группировок, суннитские, где главными являются салафиты и нурчу. Нет у них сильного харизматического лидера, и пока число практикующих мусульман не столь велико. Лишь каждый пятый мусульманин в Азербайджане является практикующим. Но тенденции таковы, что в перспективе нам этого не избежать.
Другой вопрос, что нигде в чистом виде исламской революции не было. Даже в Иране, где, кстати говоря, вообщето все начиналось как антишахская революция. И лишь потом эта революция стала исламской. А в начале она была антишахской, когда на борьбу с шахским правлением объединились многие: и социалдемократы, и либералы, и демократы, и националисты, и т. д. Но в результате решающую роль сыграли те, кто были связаны с религиозными структурами, и которые в силу своей организованности и сплоченности пришли к власти. Не говоря уже о том, что у них был харизматический лидер в лице Хомейни. Вот этот вариант в Азербайджане не является фантастическим. Он достаточно реалистичен.
— Революция в Иране произошла 30 лет назад. За эти десятилетия в Иране был получен какойто опыт преобразования, который вполне могут использовать сегодня определенные силы. Существует ли опасность того, что в Азербайджане руководство страной будет осуществляться по теократическим (шариатским) канонам, как это происходит в Иране?
— Этот вариант сегодня мне не кажется очень уж реалистичным. То есть сегодня пока что, в отличие от Ирана, в азербайджанском обществе уровень восприятия Ислама как религии не столь высокий. Всетаки 70 лет советской власти и политики атеизма, наличия сильных связей с европейским сообществом, благодаря России или напрямую, привели к тому, что у нас процент населения, который не совсем желает этого варианта, достаточно высокий. И у нас скорее можно сегодня говорить о возможности возрастания роли Ислама по турецкой модели.
Другое дело, и я это в книге подчеркнул особо, что многое зависит от властей. Наши власти проводят политику принудительной радикализации. То есть часто своими необдуманными действиями, политикой неоправданных репрессий и насильственного принуждения верующих власти создают соответствующую почву для радикализации. Я изучил очень много судебных процессов с участием соблюдающих мусульман. Наши власти, особенно в провинциях Азербайджана, зачастую арестовывают не тех, кто является радикалами, а рядовых верующих, которых потом представляют общественности как «экстремистов» и «террористов». И достаточно, особенно в регионах страны, чтобы ты ходил в коротких брюках и имел бороду, и тебе запросто полицейский может сбрить бороду или подбросить в карман наркотик, а то и огнестрельное оружие. А это может привести только к одному — к увеличению числа радикалов. Вот эта политика репрессий со стороны властей Азербайджана приводит уже к тому, что даже далекие от политики люди начинают занимать достаточно радикальную позицию и на какомто этапе, когда может произойти социальный взрыв, мусульмане могут сыграть значительную роль.
В перспективе в Азербайджане может быть и турецкая модель Ислама. Всетаки многие у нас в обществе, воспринимая себя как часть исламского мира, в то же время желают именно турецкой модели. Ведь турецкая модель Ислама — это либеральная форма, без жесткой политики шариатизации, и она многими приветствуется. И пока что мы в этом направлении идем. Но у нас есть еще и такой фактор, как принудительная радикализация, когда люди не хотят быть радикалами, а политика властей часто вынуждает становиться такими.
Но если политика властей будет оставаться прежней, если они кроме репрессий в своем арсенале больше ничего не будут иметь, то я не исключаю, что у нас на какомто этапе станет возможным иранский вариант.
Источник: ИА REGNUM