В начале апреля стало известно о проведении очередной крупной операции в северных территориях спецслужбами Азербайджана. Оперативные мероприятия, проведенные силами Министерства национальной безопасности (МНБ), прошли в районах, непосредственно примыкающих к российской границе, населенных преимущественно дагестанскими народами.
Поступающая информация носит крайне скудный и противоречивый характер. Согласно имеющимся данным, операции были проведены в городах Баку, Гянджа, Сумгаит, а также в Кахском, Закатальском, Шекинском и Кусарском районах Азербайджана.
Сотрудниками МНБ Азербайджана в ходе серии спецопераций были задержаны 17 членов незаконной вооруженной группировки «Лесные братья», которые, как говорилось в сообщении Центра общественных связей МНБ, планировали диверсионноподрывные и террористические акции «с целью подрыва общественнополитической стабильности в стране и создания среди населения паники».
Отметим, что это не первая крупная спецоперация, проводимая властями Азербайджана на севере страны.
Военная единица
В настоящее время наибольшую напряженность во внутриполитических процессах Азербайджана вызывает салафитская группировка под названием «Лесные братья». По своей структуре данная группировка — вид объединения, имеющего в Исламе значение как общины (джамаата, как правило, образующегося вокруг мечети), так и военной единицы: с инфраструктурой и единым предводителем (амиром).
Подобная структура руководствуется концепцией военного джихада, в основу идеологии которой положен принцип создания шариатского государства. Здесь уместно напомнить, что группировка с аналогичным названием действует в сопредельном Дагестане, в ее южной части, и даже определенное время руководил ею выходец из Азербайджана.
По своей географии «Лесные братья» охватывают территорию, преимущественно заселенную лезгинскими народами, а также северозападные районы Азербайджана, населенные в основном аварцами и переселенцами азербайджанцамисуннитами. Ключевой фигурой группировки «Лесные братья» был убитый амир «южнодагестанского джамаата» Ильгар Моллачиев.
Власти Азербайджана утверждают, что осуществленный 17 августа 2008 года в бакинской суннитской мечети Абу Бакр террористический акт организовала именно эта группировка. Однако после ликвидации амира группы Моллачиева в конце 2008 года, а также ареста множества ее рядовых членов, деятельность «лесных» на территории Азербайджана не только не спала, а, наоборот, усилилась.
Предпосылки салафии
В Азербайджане салафитские взгляды стали пропагандироваться с начала 1990‑х годов. Правда, ситуация для распространения идеологии салафии в Азербайджане в тот момент несколько отличалась от положения в республиках Северного Кавказа. Ввиду того, что значительную часть населения Азербайджана составляют шииты, салафитам было сложнее с пропагандой своих взглядов.
Именно поэтому к идеям салафитов тогда оказались более восприимчивы сунниты, в первую очередь проживающие на севере республики, вдоль границы с Россией. Это главным образом лезгины, а также аварцы, цахуры и другие национальные меньшинства, имевшие тесные связи со своими соотечественниками в Дагестане.
Но начиная с 1995 года география салафии расширилась до Баку и его окрестностей, а в дальнейшем — и до центральных и южных районов страны. Важными составляющими пропаганды были распространение литературы, строительство медресе и мечетей салафитского толка.
На салафитов в Азербайджане сегодня смотрят с большим подозрением. Во многом этому способствовала развернутая СМИ негативная пропаганда — салафитов стали обзывать «ваххабитами», «бородачами» и «чернобородыми».
Вместе с тем сторонники салафизма не привязывают себя жестко к одному из четырех существующих суннитских мазхабов (шиизм все салафиты традиционно воспринимают как ересь в Исламе), в какомто смысле салафизм является трансмазхабной идеологией, обращенной к раннему, «правильному» Исламу. Салафиты предпочитают, чтобы их называли просто «мусульманами», или «муваххидун» (единобожники).
В свою очередь правительство и официальное шиитское духовенство содействовали тому, чтобы представить салафитов в образе потенциальных террористов. Хотя представители гражданского общества сознают опасность того, что преследования могут способствовать радикализации этих групп, большинство неправительственных организаций не очень усердствуют для защиты их прав.
Суннитскошиитские
противоречия
Согласно неофициальным данным, в Азербайджане Ислам суннитского толка исповедуют около 35 % населения республики, около 65 % являются шиитами. Суннитами являются, помимо дагестанских народов, некоторое количество азербайджанцев. Проживают сунниты в основном на севере государства и в крупных городах страны.
Отношения между государством и религией регулируются в стране Государственным комитетом Азербайджанской Республики по работе с религиозными объединениями. Отметим также, что в Азербайджане прошла уже четвертая по счету обязательная перерегистрация всех религиозных организаций с момента обретения республикой независимости.
Наблюдатели сходятся во мнении, что процедура перерегистрации стала своего рода «чистилищем» неугодных государству общин из реестра юридических лиц. Первыми жертвами перерегистрации стали суннитские общины, в частности, «Лезги мечеть». Возможное усугубление конфликтной ситуации с регистрацией суннитских мечетей Азербайджана даже стало предметом озабоченности со стороны Совета муфтиев России.
В конфликт были втянуты также религиозные деятели Южного Дагестана, которые выступили с заявлением, в котором осудили политику Азербайджана в отношении суннитского наследия — «Лезги мечети».
Властями под надуманными предлогами была введена практика закрытия суннитских мечетей. Подобная участь постигла мечети Абу Бакр и Шехидляр в Ясамальском и Сураханском районах. В то же время в Азербайджане при перерегистрации не испытывают никаких проблем «нетрадиционные» религиозные общины.
Особая роль в деле контроля над верующими отводится государством муфтию Азербайджана — Аллахшукюру Пашазаде. Именно с его подачи было трижды запрещено призывать мусульман к молитве через громкоговорители, введен запрет в стране на исламскую пропаганду. С 2010 года в азербайджанских школах официально запрещено носить хиджаб.
Еще с 1990‑х годов Духовное управление Кавказа (УМК), патронируемое Пашазаде, проводит последовательную политику пресечения в суннитских общинах Азербайджана смены местных «старых» имамов молодыми и образованными выпускниками духовных учебных заведений Дагестана.
Тех же, кто отказывается идти на своеобразную «духовную переквалификацию» в структурах УМК, зачастую целенаправленно выдавливают из Азербайджана или полностью блокируют их религиозную и просветительскую деятельность. Шанс трудоустроиться «азербайджанским» дагестанцам, получившим духовное образование в Дагестане, равен нулю. На них обычно вешают ярлык «ваххабитов» и «террористов». Случаи перехода из шиизма в суннизм становятся все более распространенным среди азербайджанской молодежи. Многим молодым азербайджанцам начинают импонировать религиозные взгляды салафитов, которые идеологически вдохновляют их на борьбу с произволом чиновников и коррупцией.
Мюриды Чиркейского
На севере страны среди дагестанских народов пропагандируют Ислам и суфийские шейхи суннитского толка. В Закаталах практикует тарикатский шейх Молламухаммад (аварец, получивший иджазу от Саида Чиркейского), в оставшихся северных районах — шейх Эльнур Эфенди Кубинский (азербайджанецсуннит, получивший иджазу от убитого в прошлом году шейха Сиражутдина Хурикского).
Аварские дибиры (имамы) Азербайджана в своем большинстве являются мюридами шейха Саида Чиркейского. Однако это не помешало азербайджанским властям обвинить их в «ваххабизме». К слову, представить подобное обвинение, скажем, в соседнем Дагестане — просто невообразимо. Последователи дагестанского шейха Чиркейского часто вызываются на «профилактические» беседы в МНБ, где их ставят на учет как членов «саидовского тариката».
Выводы
В современном Азербайджане религиозное противостояние происходит сразу по нескольким направлениям. Можно выделить в первую очередь общую дискриминацию верующих со стороны государства, будь они шииты или же сунниты. Определенное напряжение наблюдается по следующим направлениям: между суннитами и шиитами, салафитами и сторонниками суфийских шейхов, между салафитами и шиитами.
Однако особым притеснениям со стороны государства подвергаются суннитские общины, приверженцы которых к тому же являются еще и представителями национальных меньшинств, с ярко выраженной продагестанской ориентацией.
И, наконец, последнее. Отсутствие у шиитского большинства хоть скольконибудь значимых знаний в области религий позволило властям посредством пропаганды в СМИ поставить знак равенства между всеми суннитами и так называемыми «ваххабитами», с последующим гонением первых, уже в качестве потенциальных «террористов». Что, в конечном итоге, приводит к еще большей радикализации джамаатов региона.
Алихан АМРАХАНОВ
Источник: Кавказская политика