Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №116 — Советские мусульмане и защита Родины
20.05.2011


 


Члены Духовного управления мусульман и ревизионной комиссии во время заседания Пленума САДУМ. Ташкент, 1943 г.

Еще в 1921 г. Духовное управление российских мусульман завоевало значительный авторитет в ходе борьбы с голодом, начавшимся в Волго­Уральском регионе, когда при нем была создана комиссия помощи голодающим. Ее члены занимались сбором средств и продовольствия в РСФСР и за рубежом. Сам муфтий Г. Баруди последние месяцы жизни провел в борьбе с голодом и скончался в Москве от болезни.

В ноябре 1923 г. был утвержден Устав ЦДУМ, по которому оно распространяло полномочия на европейскую часть РСФСР и Сибирь, включая Казахскую республику РСФСР. По Уставу ЦДУМ имело прав на открытие приходов, образование мухтасибатов, составление метрических книг и выдачу справок на их основании, открытие религиозных школ и краткосрочных школ для подготовки духовенства с разрешения органов власти. Была создана и комиссия по религиозному законодательству.

В 1923 г. было разрешено устройство съезда духовенства, а также преподавание Ислама молодежи. В том же 1923 г. в Татарстане и ряде других регионов РСФСР труженики­мусульмане получили возможность отдыхать в Курбан­байрам. В архив Духовного управления были переданы мусульманские метрики. ЦДУМу было передано и историческое здание муфтията в Уфе. Мутаваллии получили право участия в профсоюзах и работы на госслужбе. Были сделаны уступки в обложении налогами мечетей, духовенства и облегчен доступ в школу детям духовенства.

В августе 1925 г. была издана инструкция, согласно которой «преподавание мусульманского вероучения может производиться только в мечетях с надлежащего, в каждом отдельном случае, разрешения уездного (кантонного) или губернского и областного исполкома и исключительно лицом: а) достигшим 14‑летнего возраста и представившим о том свидетельство или б) окончившим школу 1‑й ступени и представившим о том соответствующее удостоверение».

В 1926 г. во время хаджа Р. Фахретдин возглавил делегацию советских мусульман на I Всемирном конгрессе мусульман в Саудовской Аравии. Была создана комиссия по религиозному законодательству.

III Всероссийский съезд мусульманского духовенства состоялся в октябре 1926 г. На нем присутствовали делегаты и гости из Узбекистана и Крыма. Муфтием и председателем Диния Назараты был переизбран Р. Фахретдин. Были приняты решения об обязательности предъявления шахадет­наме (свидетельства) при избрании на духовный сан, был разослан циркуляр всему духовенству о присылке биографий, заместителем муфтия был избран К. Тарджемани.

В 1920‑е гг. ЦДУМ начинает разработку проблем развития Ислама в новое время, продолжая традицию, заложенную Р. Фахретдином в начале века. В журнале «Ислам маджалласы» в статье «Религиозный вопрос сегодня» он призывал вводить изменения в жизнь, сообразуясь с Кораном и Сунной. Муфтий говорил о необходимости выполнения законов шариата. Причем Р. Фахретдин прямо ссылался на правовую концепцию Абу Ханифы и его традицию сохранения порядка и уважения к режиму. Он выступил за максимальное поддержание контактов, обмен информацией и взаимопомощь между всеми органами ЦДУМ.

В апреле 1927 г. ЦДУМ приняло обращение ко всем мусульманам. В нем опровергались обвинения в том, что обучение религии переходит в политическую деятельность, а также в том, что духовенство выступает против обучения детей наукам и ремеслам. ЦДУМ заявляло о поддержке обучения в светской школе.

По результатам Всесоюзной переписи населения 1937 г. две трети населения страны оставались верующими.


Г. Расули

На первом этапе Великой Отечественной войны советские военнопленные­мусульмане зачастую уничтожались, так как из­за обрезания их принимали за евреев, но позднее нацисты начали политику заигрывания с религиозными чувствами мусульман. Так, в легионе «Идель­Урал» появились муллы, а в Крыму бывший джадид Джафар Сейидамет, ставший пантюркистом, в 1942 г. был даже провозглашен муфтием. Фашистская пропаганда весьма умело использовала факты репрессий против духовенства и верующих, допускала религиозную автономию среди мусульман, но только под своим контролем. Позиция таких мусульманских коллаборантов, как муфтий Иерусалима, лично встретившийся с Гитлером, и антианглийские, антифранцузские и антисемитские настроения в арабском мире давали надежду нацистам на поддержку и среди советских мусульман. Массовое антисоветское восстание в горах Кавказа должно было открыть фашистам дорогу к бакинской нефти, без которой Красная армия просто не могла бы вести военные действия. Но гитлеровцы просчитались…

В мае 1942 г., в дни, когда провалились наступательные операции Красной армии и началось нацистское наступление на Кавказ, газета «Труд» опубликовала обращение под подписью муфтия Г. Расули, оказавшегося единственным мусульманским деятелем, авторитетным в масштабе всего СССР. Оно было принято на состоявшемся в мае 1942 г. съезде мусульманского духовенства. В «Обращении представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко­фашистской агрессии» после официальных заявлений о свободе вероисповедания для мусульман в СССР Г. Расули дал религиозную интерпретацию борьбе советских мусульман против нацизма. Он сказал: «Мы… хорошо помним слова великого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Любовь к Родине — от истинной Веры». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Мирный труд мужчин и женщин, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою». Это обращение было переведено на языки мусульманских народов и распространялось в местах компактного проживания мусульман. Любому мусульманину было понятно, что смерть за веру делает человека шахидом.

Трудно оценить влияние этого заявления, но еще Черчилль отмечал, что Советский Союз сумел выиграть войну только тогда, когда дело зашло о защите Родины и веры.

В поражении нацизма верующие всего мира видели победу Божественных сил против дьявольских. Не случайно фраза «Не в силе Бог, а в правде», озвученная в свое время Александром Невским, облетела все фронты. Фашисты объявили «неарийские» народы «унтерменш»— недолюдьми. Эта старая теория Гегеля, делившая народы и государства на полноценные и неполноценные (материал для немецкой расы), была воспринята нацистами. Поэтому мусульмане в тылу и на фронте, в фашистском плену и эмиграции были едины в ожидании крушения режима, отринувшего все нормы Божественного права и справедливости.

В марте 1943 г. в газете «Известия» была опубликована телеграмма Г. Расули о сборе средств мусульманами на строительство танковой колонны и о том, что он лично вносит 50000 рублей на это дело. В ответ И. В. Сталин направил телеграмму Г. Расули с просьбой передать благодарность мусульманам, участвовавшим в сборе средств на постройку танковой колонны.

С этого времени в СССР официально отказались от политики уничтожения религии. В 1943 г. на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии были созданы дополнительные духовные управления. К Среднеазиатскому духовному управлению мусульман перешла территория Казахстана, а в Бухаре было открыто единственное в СССР медресе «Мир­Араб» (1945) и начал издаваться единственный журнал «Мусульмане советского Востока» (1947). Ташкент как основной центр советских мусульман сменил Уфу. Поэтому в 1948 г. на съезде мусульманского духовенства ЦДУМ было преобразовано в Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири (ДУМЕС) и был принят новый Устав. ДУМЕС сохранило за собой богословские функции, контроль за назначением духовенства, учет мечетей и молитвенных домов.

Айдар Хабутдинов,
доктор исторических наук

 



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.