Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №110 — Мир на границе степи К 225-летию Оренбургской меновнинской мечети
16.11.2010

К 225-летию Оренбургской меновнинской мечети

В восемнадцатом столетии Приуралье и прилегающие казахские степи периодически охватывали восстания. Имперский центр требовал все больше земель и ресурсов, все больше увеличивал объем своих полномочий, прокладывались пути в Среднюю Азию. Это вызывало протест у кочевого башкирского и казахского населения, что привело к целому ряду восстаний и набегов в 1700–1770-е гг.


Первая общинная мечеть Оренбурга

В 1780-е гг. российское государство укрепляло границу с казахской степью, изрядно потрепанную пугачевским восстанием 1773–1775 гг. Наряду с чисто военными мерами вопрос встал вопрос о мерах мирных. Он включал в себя способствование переселению мусульман-татар из Поволжья, проведению переговоров с казахами и строительство мечетей на границе. По указу императрицы Екатерины от 25 февраля 1782 года было предписано строить за государственный счет мечети на границах Уфимского наместничества и Тобольской губернии для привлечения кочующих казахов и среднеазиатских торговцев. Архитекторами этой политики примирения стали два деятеля: симбирский и уфимский генерал-губернатор О. А. Игельстром и ахун Каргалы, затем муфтий Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) Мухаммеджан Хусаин.

Сын лифляндского дворянина, этнический швед и российский подданный Осип (Иосиф) Игельстром с 1768 года участвовал в русско-турецких войнах, но проявил себя и как опытный переговорщик. В 1783 году в состав России вошло Крымское ханство, элита которого получила гарантии неприкосновенности собственности (в том числе и вакуфной) и свободы вероисповедания. Империя мирным путем сумела присоединить территории, за обладание которыми ранее было пролито много крови. В 1784 году О. А. Игельстром, получивший неоценимый опыт в Крыму, благодаря покровительству князя Потемкина был назначен на должность симбирского и уфимского генерал-губернатора. Прибыв на место, генерал-поручик Игельстром «нашел оренбургскую линию в опасности» от волновавшихся повсеместно киргизов Малой орды, из среды которых особо выделялся батыр Сарым Датов.

В ответ О. А. Игельстром в середине 1785 года разослал по всей Малой орде воззвания к старшинам, биям и другим влиятельным лицам, в котором предлагал им сойтись для всеобщего соглашения ради обсуждения важнейших общенародных дел. В 1785 году тогда еще ахун Каргалы Мухаммеджан Хусаин ведет переговоры с главным старшиной и тарханом Малой Орды (Малого жуза) Сарымом Датовым о признании коллегиальных советов, подчиненных Пограничному суду в Оренбурге. Собрание состоялось в том же году осенью под председательством батыра Сарыма Датова. Он убедил народных представителей в нецелесообразности дальнейшего существования ханской власти в Орде. Собрание приняло предложение Сарыма и, присягнув на верность России, обещало восстановить порядок, но взамен потребовало низложения хана Нурали и уничтожения ханской власти. Генерал-поручик Игельстром исполнил желание казахов: хан Нурали был вызван из Орды в Оренбург и отправлен в Уфу вместе с сыновьями, некоторыми из приближенных и с прислугой. Казахи также оставались верны своему обязательству. В 1786 и 1787 годах было возвращено много русских пленников, уводы с линии почти прекратились: в 1786 году пропало двенадцать человек, в 1787 году – всего два.

В августе 1785 года О. А. Игельстром доносил императрице об открытии построенных в Оренбурге и Троицкой крепости мечетях, на что получил от нее такой ответ: «...Не сомневаемся, что... сооружение мест для публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих на границах наших, а сие и может послужить со временем способом к воздержанию их от своевольства лучше всяких строгих мер. Вследствие того нужно есть: первое – при помянутых мечетях построить татарские школы по примеру казанских и тут же завести караван-сараи или частные дворы для выгоды торгующих магометан; второе – мечети обвести каменным забором, осведомясь у татар, как то пристойно по их обычаю; третье – где же вновь следует построить мечети и особливо в таких местах, как удобнее других посещаемы быть могут, стараться оные так расположить, что хотя и до тысячи пятисот человек в них вместиться могло. О людях, потребных для татарских школ, не оставьте снестись с казанским генерал-губернатором князем Мещерским». Слова свои о построении мечетей и школ императрица подтвердила указом о киргизских делах 27 ноября того же 1785 года (пункт седьмой). Таким образом, сама Екатерина II выступала за создание «татарских школы по примеру казанских» и приглашение преподавателей-мударрисов из числа казанских татар.

Двенадцатого ноября 1786 года в рескрипте на имя барона Игельстрома государыня опять пишет: «Как предписано уже от Нас устроить при мечетях школы, то принять меры к скорейшему введению там учения по формальным правилам, заимствуя оные из устава народным училищам в Российской Империи, Нами опробованного, и снесясь о том с комиссиею о народных училищах». Реально была открыта всего лишь одна такая школа – при оренбургской меновинской мечети, штаты которых (и мечети, и школы) Екатерина II одобрила 28 февраля 1789 года. Всего на содержание мечети и школы повелено было отпускать по 2007 рублей в год.

Барон Игельстром по получении указа об утверждении штатов школы предписал пограничной экспедиции: «...Училище открыть в непродолжительном времени и наполнить число недостающих при Оренбургской мечети, положенных в штате, мечетных служителей, но прежде определения представить их мне; второе – публиковать во все киргизские Меньшей орды роды, что Ее Императорское Величество, попечаясъ всемилостивейше о просвещении народа их, указала учредить при здешней мечети для детей их школу, в которую для заимствования учения закону их и грамоте могут прислать и принимаемы будут от каждого из тридцати двух частных их родов по два человека их детей, которым и содержание будет производиться, по пяти копеек в день...»

Девятнадцатого декабря 1789 года пограничная экспедиция разослала приглашения главным старшинам, родовым старшинам и батырам Малой орды привозить в школу детей – все приготовления к началу «учебного года» были сделаны, лишь предназначавшиеся для школы здания оказались не готовы (постройка их окончилась не ранее 1793 года), и ученики-киргизы до поры до времени направлялись для учения к муллам в Сеитовский посад (Каргалу). В качестве преподавателей использовались казанские муллы.

Наместник (генерал-губернатор) Симбирской и Уфимской губерний барон О. А. Игельстром в 1789 году разработал Положение об ОМДС, где подчинил его контролю всю Россию, кроме Крыма. Первый муфтий ОМДС Мухаммеджан Хусаин стремится выстроить прямые отношения с верховной властью и создать общероссийскую структуру с центром в имперской столице. Вначале в качестве связующего звена он использует О. А. Игельстрома, но тот покидает край в 1790 году. Тем не менее М. Хусаин стремится закрепить легитимность своей власти как на религиозном, так и на светском уровне, получив замуж дочь одного из ханов. Он делает первую попытку в 1790 году, вторую – в 1798 году и, наконец, третью, и успешную, в 1800 году, когда женится на дочери бывшего хивинского хана Карая-султана – Каракуз, происходящей из рода Чингисхана.

В 1790 году правитель Уфимского наместничества барон А. А. Пеутлинг посылает уже муфтия ОМДС Мухаммеджана Хусаина для переговоров со Сарымом Датовым. От этой поездки сохранился уникальный дневник. Муфтий на основании информации от татарских купцов и имамов, живших в степях, сообщает о насилии со стороны уральских казаков в отношении казахов. Он предлагает меры по организации ярмарки в степи, освобождению казахов из тюрем, прекращению захвата кочевий. Но А. А. Пеутлинг предпочитает не применять меры, и казахи не идут на компромисс: следуют новые столкновения в степи, набеги, захват заложников. Увы, религиозная власть может выступать честным посредником только если ее функции арбитра признают обе стороны. Но если посредничество не принято, то льется кровь. И здесь между восемнадцатым и двадцать первым веком нет особой разницы...

Айдар Хабутдинов,
д. и. н., профессор



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2024 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.