Абу Бакр Ригер (Abu Bakr Rieger) – известный немецкий юрист, президент Европейского мусульманского союза, редактор «Исламской газеты» («Islamische Zeitung»). Будучи этническим немцем, принявшим Ислам, значительную часть своей общественной деятельности он посвящает вопросам социокультурной и правовой интеграции мусульман в европейское, и в частности немецкое, общество, а также изучению феномена культурной идентичности европейских мусульман. Сегодня мы представляем вашему вниманию очерк А. Ригера о мусульманах Германии.
Моему сыну 14 лет. Он родился в Веймаре, его родители – мусульмане. Он ходит в местную гимназию и играет центральным полузащитником за ее футбольную команду.
В связи с сегодняшними спорами в ФРГ о роли организации «Исламская конференция Германии»я все чаще спрашиваю себя: действительно ли она учитывает интересы моего ребёенка? Ответ, наверное, был бы положительным, если бы эта организация не исходила из того, что мусульмане в Германии– это исключительно мигранты, представляющие собой проблему для общества, которому необходимо каким-то образом их интегрировать. Но именно в этом у меня и нет уверенности. С одной стороны, сомнения вызывают религиозные объединения, которые в основном делают упор на «турецкое» или «национальное»; с другой– правительство, которое во время сводящего с ума мирового финансового кризиса затеяло просветить своих бедных отсталых мусульман и привить им западные ценности. Очевидно, что ни один из этих подходов не принимает в расчет интересы моих детей.
Мусульмане Германии– кто они?
Количество мусульман в Германии неуклонно растет, и это факт. При этом к немецким последователям Ислама, безусловно, относятся все мусульмане, которые здесь родились и говорят по-немецки, совершенно независимо от происхождения их родителей. Ведь идентичность человека в первую очередь формируется его языковыми навыками, поэтому тот, кто живет здесь с рождения и владеет немецким, принадлежат к этой стране так же, как и мои собственные дети.
С каждым годом всёе выраженнее также ощущается и значимость немецких мусульман. Так, немецкие мусульмане могли бы стать посредниками между Германией и исламским миром. Кроме того, именно они могли бы, наконец, объяснить немецкому обществу, где в исламской культуре заканчиваются основы Ислама и начинаются традиции народов, исповедующих Ислам.
Составляя меньшинство, мусульмане в Германии сегодня находятся под сильным давлением, особенно с тех пор, как некоторые «немецкие мусульмане», имеющие совершенно нелепые представления об Исламе, были объявлены символом терроризма в стране. Было бы прискорбно, если бы именно такие молодчики сформировали представление об Исламе в глазах общественности.
Ведь в действительности немецкие мусульмане открыты для сотрудничества и диалога, они придерживаются Ислама не только на словах, но и на деле, примером своей собственной жизни давая всякому размышляющему человеку возможность ощутить неповторимое очарование Ислама. Поэтому в культурной сфере сегодня, как ранее это уже имело место на Балканах и в Андалусии, формируется новое европейское измерение Ислама. И это не угроза, просто – c’est la vie (такова жизнь. – Прим. пер.).
Что такое Ислам?
Вопрос определения Ислама, пожалуй, является одновременно и самым сложным, и предельно простым.
Ислам– это больше, чем носить платок на голове или отрастить бороду. Ислам– это также и не культура. Это образ жизни, который значительно отличается от того, что в христианской традиции и терминологии принято называть «религия».
Ислам подразумевает свидетельство веры в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – Его посланник (к подобному убеждению, между прочим, на практике довольно близко подходят многие европейцы, ведь их утверждение «нет Бога...» уже соответствует первой части исламской шахады!). Мусульманин молится пять раз в день, платит закят, постится в месяц Рамадан и по мере возможности совершает паломничество в Мекку. Основные предписания Ислама, таким образом, можно выполнить независимо от того, являешься ли ты индийцем, эскимосом, чернокожим или немцем.
К счастью, Исламу чуждо предпочтение какой-либо определенной расы. И вы легко в этом убедитесь, окажись хоть раз в Мекке или в Медине. Даже нас, немцев, казалось бы, склонных к обособлению от всех и вся, изначально не относящихся к нам, Ислам успешно уберегает от подобных заблуждений. Немецкий мусульманин в конце концов оказывается космополитом, гражданином мира в понимании Гёте и исходя из этого может сказать: «Не быть мусульманином – старомодно».
Итак, можно быть мусульманином и при этом любить Бетховена, носить галстук, восхищаться гением Веймара или просто с удовольствием гулять по Рюгену. Безусловно, при этом и наши мечети не должны выглядеть как помпезные культовые сооружения из Сирии или Турции. И не нужно вешать на строгие и унылые стены бывшего заводского цеха, который ныне служит мечетью, табличку с надписью «Культурный центр», звучащую как тихий плач о потерянной родине.
Радикально или просто правильно?
Когда речь заходит о мусульманах в Германии, по стране расползаются слухи, что мусульмане– сплошь экстремисты и фанатики. Лично я не вижу никаких оснований для навешивания подобных ярлыков. По крайней мере я бы точно не стал говорить так о мусульманах нашей общины. Большинство мусульман, которых я знаю, настолько именно «немцы», насколько этого можно было бы желать. Впрочем, нельзя же молиться радикально или современно, можно молиться только так, как это предписывают Коран и сунна. То, что при этом нужно быть еще и пунктуальным, возможно, выглядит чем-то традиционно немецким, но в то же время оказывается просто нормой для мусульманина.
Конечно, обратившиеся в Ислам в первую очередь выясняют, что действительно нужно делать и что делать не обязательно. В этом смысле немецкие мусульмане выбрасывают некоторый бесполезный балласт с исламского корабля.
Но также обратившихся в Ислам поражает, что предписания касаются вопросов, актуальных и в наше время, – например, многих поражает, что существует исламское законодательство, в том числе для экономики и финансов. Речь идет о тех вечных заповедях, которые так называемые «современные» мусульмане, вероятно, хотели бы реформировать, пав под чары западной экспансии. Впрочем, это вполне логично, что немецких мусульман так сильно интересует исламский подход к экономике. Германия– одна из богатейших стран мира, и еёе жители могут себе ни в чёем не отказывать. И им, конечно, небезразлично, что ждёет не отвечающую нормам Ислама экономику их государства, ведь от этого зависит и их личное материальное благополучие.
Вообще перед принявшим Ислам человеком поначалу встаёет много вопросов: пить ли чай? быть ли пашой в трехкомнатной квартире? бороться ли за мировой халифат?
А немецким мусульманкам становится особенно интересно, как Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, обходился с женщинами и что Ислам вообще в сущности своей означает для женщин. При этом женщины не должны путать Ислам с мифами секуляризированного Востока 1960-х годов.
Исламское мышление – между техникой и идеологией
У немецких мусульман тоже есть свой исторический опыт и свои рассуждения, которыми они могут поделиться с исламской уммой. Так, например, немецкие мусульмане не поддерживают идею о необходимости разработки исламскими странами ядерного оружия, потому что ядерная бомба– это не освобождающая мощь, а порабощающая бессмыслица. Каждый немецкий мусульманин, осознающий свою историческую ответственность, с врожденным скептицизмом подходит ко всякого рода идеологическим заблуждениям, в которых враги нуждаются больше, чем в молитве. Немецкие мусульмане, как верные закону граждане, с презрением относятся к актам самоубийства.
Но немецкие мусульмане процитируют вам также Райнера Марию Рильке и разделят его потрясение от того, что «Земля упала человеку в руки» и, значит, мы своим умом, знаниями, открытиями способны преображать мир вокруг нас.
Между двумя крайностями– прямая дорога
Немецкие мусульмане не бунтуют против нашего немецкого наследия, хорошего или плохого, они просто извлекают из него другой смысл. Для немецких интеллектуалов, которые с удовольствием выступают против девушек в платках и «других выпадающих из обыденных представлений о жизни случаях», мы, немецкие мусульмане, становимся все более серьезными оппонентами. В исламской традиции, согласно которой мы размышляем и живем, я до сих пор не находил ни одного положения, которое кардинально противоречило бы моему немецкому мышлению или европейскому опыту. Наверное, одна из причин тому – в том, что мы не переживали кризиса самоидентификации, связанного с иммиграцией, и спокойно исповедуем Ислам, несмотря на всю шумиху, поднятую вокруг него. Это наш прямой путь. И мы остаёемся далеки от новых крайностей эзотерики или экстремизма, под впечатлением от которых в наши дни, к сожалению, пребывают столь многие мусульмане.
Перевод
Алсу Мухаматчиной