ТЕМА НОМЕРА |
||||||
Новый президент — новый миропорядок?
Наверное, только ленивый не пытается сегодня делать прогноз о внешнеполитическом и внутреннем курсах Б. Обамы. И это понятно. Факт первой в истории США победы темнокожего кандидата — само по себе неординарное событие. Некоторые аналитики уверены, что Б. Обама, вступив в должность, отменит договоренности о развертывании американской системы ПРО в Европе; другие считают, что он скажет свое «мужское слово» уже в ближайшие дни (в аспекте базирования флота в Крыму), ну и т. д. Что касается российско-американских взаимоотношений в целом, то здесь, скорее, дело даже не в том, что американский «день грядущий» готовит Москве, а в видении Россией перспектив развития отношений с Вашингтоном. Ведь Москва должна будет сформировать пакет предложений таким образом, чтобы возможность за океаном отказаться от них была минимальной. Нельзя не учитывать в этом контексте и позицию Джозефа Байдена, могущего оказаться «кнутом» в строительстве этапа взаимопонимания между странами, особенно с учетом наличия в числе советников Б. Обамы по внешней политике фигуры Збигнева Бжезинского. Да и, кроме того, общеизвестно, что предвыборная риторика практически всегда отличается от реальных постпобедных шагов, когда на место теории заступает политический прагматизм. И здесь проявляется некий парадокс, когда прогнозируемость Маккейна позволяла бы заблаговременно ожидать фактически просчитанных шагов. Ну а мы по своему опыту знаем, чем реально могут оказаться для всего мира «новые веяния» или «ветры перемен». Тем более что «отец ветров» Михаил Горбачев довольно интересно высказался на этот счет: «Я еще два-три года назад говорил, что Америке нужна перестройка». К чему и почему привела перестройка («пересменка», «перестрелка», и т. д.) в СССР, анализировать не будем. Просто постараемся поднапрячь память и подумать, против кого (или для кого) может быть направлен очередной этап американской «перестройки». Вместе с тем победитель президентской гонки на сегодня имеет неимоверный, если не сказать неограниченный, кредит доверия у мировой «темнокожей публики», в том числе и в мусульманской среде. И здесь кроется еще одна парадоксальная тонкость. Не получится ли так, что некоторые незавершенные партии Дж. Буша в «чужих» регионах сумеет «закрыть» внешне «свой» Б. Обама, в частности, в исламском мире? Зададимся, рассуждая вслух, вопросом: не станет ли коньком его внешней политики игра на сближение Атлантики с арабским миром в пику Китаю и России? С другой стороны, весьма симптоматичен и другой ракурс: призывая к выводу войск из Ирака, Обама ратует за оказание помощи Израилю в сфере обороны (эксперты уже не преминули обратить внимание на «пятую статью» в паспорте главы администрации Б. Обамы Рама Эмануэля). А отсюда исходит дополнительный узелок вопросов, который может получить элегантнейшее затягивание. Ну, например, в каком ракурсе молодой и перспективный американский президент решит иракский коллапс? Насколько окажется восприимчивым к идее независимости иракского Курдистана, столь больной теме для союзнической США Турции? В каком направлении будет вертеться в его руках глобус с картой «нового Ближнего Востока»? Продолжит ли двигать идеологию подписания Большого мирного соглашения в «палестинском направлении» и «на чьем поле»? Сумеет ли воздержаться от использования термина «исламисты» и иже с ними? В особенности с учетом возможности дислоцирования выводимых войск из Ирака в Афганистане (вот уже и Хамид Карзай оперативно выразил надежду, что американская стратегия по Афганистану изменится, призвав Б. Обаму «остановить гибель мирных жителей Афганистана в результате бомбардировок авиации США»).
Не спонтанно же Обама в победной речи перед своими сторонниками в Чикаго заявил следующее: «Мы не просто собрание красных и синих штатов. Мы были, есть и будем Соединенными Штатами Америки». Кстати, данный пассаж полностью подтверждается сказанным послом США в Азербайджане Энн Дерс в преломление политики новой администрации в направлении Баку: «Между США и Азербайджаном существуют очень глубокие и прочные отношения. Подобное партнерство и диалог в экономической, энергетической областях, сферах безопасности, демократии и свободы будут продолжены и в будущем... Во внешней политике наши цели останутся неизменными, но методы достижения этих целей будут определены новой администрацией». Так что давайте не торопиться с попытками опередить друг друга в прогнозах, а попытаемся взять тайм-аут по примеру мировых политиков. Ведь очевидно, что особых несогласованных подвижек геополитического толка в общемировом пространстве до приведения к присяге очередного американского президента ждать не имеет смысла. Не будем подгонять историю и мы. Тем более что довольно интересные кандидаты прочатся на место министра финансов в команде Б. Обамы. А события последних месяцев однозначно продемонстрировали не экономический характер природы мирового (вернее, антиевропейско-антироссийско-антикитайского) финансового кризиса. Так что фигура главного американского «казначея» (в особенности на фоне неимовернейшего дефицита бюджета США) тоже немало подскажет для экспертов. К тому же Обама сделал довольно смелые заявления по поддержанию среднего класса, обещая принять пакет экстренных мер, в цифровом исчислении составляющих 175–200 млрд долларов. А ведь общеизвестно отрицательное отношение мировой элиты к укреплению «середняка» «как класса». P. S. Но при всем этом, как бы ни складывались будущие первые 100 дней президента Б. Обамы и какими бы ни были его шаги в первый срок, сам факт прихода к власти этого политика — фактор знаменательнейший, так как происшедшее помогает всем нам задуматься о многом. И это один из положительных итогов победы темнокожего кандидата по имени Барак Хусейн Обама.
Теймур АТАЕВ, |