НАШ ИСЛАМ |
||||
Духовное управление мусульман в крепостнической России К 220-летию учреждения ОМДС История Духовного управления мусульман начинается с Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Для мусульман европейской части России и Сибири оно стало основой для формирования современной российской уммы на этих огромных пространствах. Эта тема до сих пор не привлекала особого внимания историков. Формирование нации и государственности в глазах большинства ученых даже современности гораздо актуальнее истории государственно-религиозного учреждения в форме ограниченной религиозной автономии. Сегодня стали больше писать о структуре ОМДС, мечетях и вакфах, но не о великом чуде рождения нации и ее языка.
Напомним, что ОМДС было единственным органом, объединявшим всех мусульман Внутренней России и Сибири. Великий улем и будущий муфтий Ризаэтдин Фахретдинов в книге «Исламнэр хакында хокумэт тэдбирлэре» («Правительственные распоряжения, касающиеся мусульман», Оренбург, 1908) сформулировал три основные задачи властей, обусловившие возникновение ОМДС. 1. Привитие любви к России восточному Исламу На протяжении всего XVIII века Россия вела наступление на мусульманский мир по трем направлениям: в Причерноморье, на Кавказе и в казахских Степях. Основные военные ресурсы были брошены против Османской империи и Крымского ханства, которое было присоединено к России в 1783 году. Россия способствовала эмиграции мусульман из степей юга Украины и предгорьев Кавказа, но изгнание мусульман с Крымского полуострова было равносильно его превращению в пустыню. Поэтому власти создали Таврическое магометанское духовное собрание по образцу системы миллетов. По ней мусульманский владыка обладал всей полнотой власти над территорией страны, ее военной организацией и налоговой системой. Немусульманские общины, верящие в единого Бога, образовывали миллеты и имели право самостоятельно выбирать своего главу, который затем утверждался халифом. Патриарх считался единственным законным представителем миллета перед всеми органами власти. Миллет обладал недвижимым имуществом, включающим в себя здания мест богослужения и поклонения, образовательные и благотворительные учреждения, включая вакфы. В отличие от России в Оттоманской империи немусульманские миллеты пользовались правом самостоятельного избрания главы национальной церкви. Российской особенностью являлся и институт указов на должности духовных лиц, то есть «указных мулл». До создания муфтиятов Россия не имела инструментов для ведения своей политики в отношении исламских государств. Екатерина II прекрасно понимала, что проникновение силой оружия должно подкрепляться инструментами политики, торговли, законодательством. Если в плодородных районах Причерноморья курс был взят на массовую славянскую колонизацию, то для других регионов было принято решение об умиротворении местных мусульман. Поэтому первые муфтии ОМДС беспрестанно вели переговоры с казахскими правителями, участвовали в российских миссиях на Северном Кавказе и по делам туркмен. В те годы от мусульман окраин России, прежде всего казахов, требовалось стабильное признание светской власти российских императоров, а духовной — оренбургских муфтиев. Основным противовесом выступал османский султан и халиф — светский и религиозный глава мусульманского мира в одном лице. Дипломатическая роль ОМДС была утрачена лишь в 1850-е гг., когда в годы Крымской войны начался поход русской армии вдоль Сырдарьи на юг Казахстана, завершившийся присоединением всей Центральной Азии в 1880-е гг. 2. Ликвидация влияния не имевших официального статуса улемов, оказавшихся под скипетром России Русские исследователи неоднократно отмечали приспособленность сущности мусульманского учения для потребностей простого народа и выборность мулл в отличие от православного духовенства. Мулле принадлежало бесспорное духовное лидерство в общине как самому образованному человеку, учителю, судье и лекарю. Поэтому именно контроль над ранее свободным духовенством и должен был обеспечить контроль над духовной жизнью мусульманских общин и всего татарского народа. В указе об образовании ОМДС основное место уделялось лояльности мулл Российскому государству: «люди, в верности надежные...». ОМДС противостояли абызы, не признававшие указов и духовной власти муфтия. Абызы представляли собой хранителей исламской традиции и образования в мусульманских общинах. Он считали, что мусульманская община должна сама избирать имама. С созданием ОМДС назначение на должность имама происходило по принципу двух ключей: указа от ОМДС и санкции губернского правления. Медресе не договорившихся с муфтием мударрисов (педагогов) теряло своих шакирдов (учеников). Придя же к признанному ОМДС имаму, шакирды не могли покинуть медресе, так как потом их шанс получить указ стал минимален. К середине XIX века движение абызов сошло на нет. 3. Превращение Ислама на берегах Волги и Урала в официальную религию и повсеместное распространение мектебе и медресе
ОМДС было высшей инстанцией духовного суда в рамках ханафитского мазхаба с распорядительными и контролирующими функциями. Но издание фетв протекало под наблюдением губернской администрации и Министерства внутренних дел. Под давлением властей ОМДС принимало постановления, запрещавшие применение тех положений Шариата, которые противоречили законам Российского государства. С конца XVIII века вместо разрозненной сети сельских медресе и медресе Каргалы возникает целая сеть мусульманских учебных заведений. В 1860 году число медресе и мектебе достигло 1859. Грамотность мусульман превышала грамотность русских крепостных в десятки раз. На месте разрушенных в 1740-е гг. в каждом ауле вновь строятся мечети. В городах, особенно в Казани, и ряде аулов появилось целое созвездие мусульманских каменных мечетей. Эти наглядные свидетели той эпохи остаются свидетелями возрождения Ислама в Центральной России и Волго-Уральском регионе до наших дней. Другими молчаливыми свидетелями являются миллионы экземпляров мусульманской литературы и десятки тысяч рукописей, увидевших свет в те годы. Но самым главным памятником той поры являются метрические книги, которые вели указные муллы, где содержатся имена предков сегодняшних российских мусульман. Ведь мусульмане должны знать имена своих семи предков. За эту память мы все должны быть благодарны муфтияту… Айдар ХАБУТДИНОВ, |