АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ |
||||
Впитывать мудрость предков всем сердцем Глава Исламского центра Японии, известный суфийский проповедник шейх НИГМАТУЛЛА ХАЛИЛ ИБРАГИМ в августе-сентябре находился с визитом в России. В ходе визита он посетил Чечню, ряд южных регионов России, участвовал в открытии медресе в Челябинской области и мечети в Тюменской области. Духовный лидер японских мусульман любезно согласился дать интервью нашей газете.
— Я понял вашу тонкость. И я, конечно, сначала представлюсь. Я начинал как муэдзин в одной из самых красивых и знаменитых мечетей в Стамбуле — Соборной мечети. В этот период моей жизни я неоднократно посещал Мекку и, наконец, осел там, став имамом. Дело в том, что мне очень нравилось встречаться с самыми различными людьми, мусульманами из разных стран. В Мекке я понял, что величие Ислама может проявиться во всем, и для меня оно проявилось в открытии людей — столько самых разных личностей, народов, алимов, устазов посещают этот город ежегодно. Я открыл для себя человека и полюбил его. Я сам турок и знаю, что в свое время пути российских мусульман в Мекку лежали через Турцию. Теперь это делается по-другому, быстрее и проще, но ощущение того, что мир и велик и тесен одновременно, у меня осталось, в том числе и потому, что поток паломников из России с годами становился все более широким. Служа в Мекке имамом, я также понял, что долг мусульманина — успеть передать другим то, что ты успел почувствовать и понять. Меня стали приглашать, и я стал ездить в разные страны и проповедовать. Вот так я уже сорок лет в Мекке и 35 из них я передвигаюсь между Меккой, Мединой и Токио, где я проповедую и живу уже 12 лет. Я посетил уже более пятидесяти стран. И для меня это счастье — выполнять долг мусульманина, который мне нравится выполнять. Я люблю людей, и это милость Всевышнего и воля Всевышнего, что он дал мне возможность проявить свою любовь к людям. — Что же все-таки привело вас в Россию? — В этот раз я приехал по приглашению Абдул-Вахеда Ниязова, его Исламского культурного центра и лично муфтия Равиля Гайнутдина. Я уже третий раз в Москве, в России. Я уже говорил, что меня в свое время поразил поток паломников из России. Как будто шлюз открыли. Услышишь необычную речь, спросишь: «Откуда?» — и услышишь: «Россия». Потом я стал понимать, кто из них приехал из Чечни, а кто из Дагестана. Чеченцами я восхищался, а потом узнал и о российских татарах и других тюрках. У вас удивительная страна. И вот меня пригласили россияне, и я, не задумываясь, поехал. Этот визит, как я сказал, уже третий. Первый состоялся десять лет назад. Это был не лучший год для России. С тех пор все сильно изменилось. Изменились и российские мусульмане. Я был в Махачкале, Хасавюрте, Грозном (там такая прекрасная мечеть с четырьмя минаретами), Калмыкии, Астрахани, Волгограде, Саратове, Пензе. В каждом городе я останавливаюсь по два дня. Иначе никак не успеть. Я даже в гостиницы не иду. Сплю прямо в мечети и постоянно делаю насихат (наставление, напутствие. — Прим. ред.) людям. И я всегда передаю им салам от братьев из Мекки, Медины, Токио, Стамбула, отовсюду. Я хочу это сам произносить, говорить это им лично, чтобы российские мусульмане чувствовали этот живой салам и знали, что они не одиноки. Я горжусь тем, какой рывок сделали мусульмане России в возрождении своей истории, культуры и главное — Ислама. Такого нигде в мире нет.
— А как же в Японии? — В Японии по-другому. Другие трудности. Вы напомнили мне, что Ислам в Японии начался в сущности с кладбища. В основном это были татары, погибшие в войне 1905 года. Я посещаю это кладбище и посещаю могилу Ибрагима-Рашида — первого лидера японских мусульман. При нем было всего три мечети. Потом их стало две. Третья пережила пожар и обветшала. На ее месте мои земляки построили новую, а та, старая, стала, как говорят в Пакистане, «шахидом». — Как пополняется ваш джамаат в Японии? — За счет татар, которых там теперь немало, и тех мусульман, которые остаются в Японии работать. Например, турки, которые там учились. Насихат тоже дает свои плоды. Есть в Японии и азербайджанские, и узбекские бизнесмены и их бизнес. Ведь это там наглядно и просто, когда ты приезжаешь в Японию и говоришь, что только несколько часов назад пожимал руки людям в мечети в Москве. Это людей вдохновляет. Немало японцев принимают Ислам. — А что вы думаете об уровне исламской образованности среди россиян-мусульман? — Я думаю, что придет время, когда они заново откроют своих предков-вероучителей и начнут ими гордиться не потому, что они есть в истории, а потому что они несли живое знание. Моя миссия еще и в том, чтобы лично поблагодарить вас за то, что у вас были такие алимы, книги, которые читал весь мусульманский мир и по которым он учился. Да, я говорю о России, говоря о Бухаре и Самарканде, о великом Накшбанди, аль-Бухари, Ибн Сине, дагестанских вероучителях и алимах. Потому что это было когда-то одно государство, и еще слишком мало времени прошло с тех пор. Люди еще остаются одним целым, а школы и книги, алимы будут их соединять вечно. — Как прошла ваша третья поездка по России? — Мне понравилось. Знаете, русско-татарско-кавказское гостеприимство — это что-то очень особенное. Когда я приезжаю в Саудовскую Аравию, то друзья встречают меня там весьма неплохо, кормят двумя завтраками, двумя обедами, и я ни в чем не знаю отказа. И мы всегда подшучиваем по этому поводу. Но в России это не два завтрака, а все десять. Будет что рассказать моим друзьям Саудовской Аравии. Я обязательно скажу им, что Россия в соревновании по гостеприимству оставила их показатели далеко позади. И ладно бы только на Кавказе, но я был в Новосибирске, Томске, Омске — и всюду одно и то же. — Есть ли у вас планы, связанные с Россией? — Хочу приехать еще раз. И не один. Хочу привезти с собой бизнесменов, чтобы договориться с властями о строительстве мечети в Волгограде. Я был уже и в Челябинске, и в Тюмени, где присутствовал на открытии мечетей. В Челябинске я молился на зиярате шейха, который был первым муфтием Японии. У меня есть планы посетить Сибирь. Был я в Уфе и встречался с муфтием Талгатом Таджуддином и Нурмухаммадом. Кроме того, я уже 16 лет знаком с Равилем Гайнутдином, Нафигуллой Ашировым и Абдул-Вахедом Ниязовым. — Дайте ваш насихат молодым читателям газеты «Медина», которые жалуются на то, что трудно оставаться мусульманином в современной жизни, при ее нагрузках, недоверии окружающих к Исламу, напоре иных ценностей. Как сохранять в себе ощущение постоянного присутствия Всевышнего? — Для этого не нужно делать ничего особенного. Надо вести себя так, как вел себя наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, надо оставаться скромным, красивым, справедливым, честным человеком, впитывать мудрость предков всем сердцем и вести себя достойно по отношению к любому обществу и при любых обстоятельствах. Так проповедовал наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Так меня учили мои учителя, среди которых были и выходцы из России, из Дагестана. Мне много дал мой учитель Махмуд-эфенди из Казани, с которым мы каждую среду ужинали и толковали о жизни и нашей вере. Он меня многому научил. Я воспользовался его советами, а потом случилось так, что мне пришлось воспользоваться татарским исламским наследием в Японии. Вы знаете, что там теперь четыреста мечетей? …И шейх протянул мне исламский путеводитель по Японии. Беседовала |