Издательский дом «Медина»
Поиск rss Написать нам
Главная » Газета «Медина аль-Ислам»
Медина аль-Ислам №102 — Святые лики семи пиров священной Бухары
17.03.2010

В этом номере мы продолжаем рассказ о семи пирах Хаджаган — Накшбанди, которые родились в окрестностях Бухары, творили там свои праведные дела и были похоронены в родных местах. Т.е. мы рассказываем о тех людях, чьи могилы сегодня являются местами посещения — мазарами, зияратами мирового значения.

(Продолжение. Начало в № 99101.)

Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси

Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси — известный суфий, мистик, приверженец традиции школы хаджаган, последователь и ученик суфия Хаджи Али Рамитани.

Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси родился в селении Самас в 1259 г. Он являлся пятым пиром из семи святых пиров Бухары.

Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси внес неоценимый вклад в развитие суфийской школы хаджаган, в разработку понятий и техники тасаввуфа, которые описаны в трудах его последователей «Макомоти Мир Қулол» и «Макомоти Шохи Нақш-банд».

Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси имел множество известных учеников и последователей. Согласно одному преданию, однажды шейх проезжал мимо селения Касри Хиндуван вместе со своим учеником Мир Кулалом, и отметил, что данная местность должна прославиться благодаря замечательному сыну, который внесет большой вклад в развитие мусульманской духовности и суфизма. Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси также сказал, что это селение будет называться по-другому, — «селением просвещенных». И действительно, в этом селении вскоре родился Бахааддин Накшбанд, который впоследствии стал его духовным сыном и внес огромный теоретический и практический вклад в духовное учение тариката хаджаган, сформулированное Абдалхаликом Гиждувани.

Хаджа Мухаммад Бабаи Саммаси скончался в 1354 г., его могила в настоящее время расположена на территории ширкатного хозяйства «Узбекистан» в селе Самас (Ромитанский район Бухарской области).

В годы независимости Узбекистана на восстановление мавзолея, мечети, колодца, сада и других построек этого комплекса были выделены значительные средства. В настоящее время могила Хаджи Мухаммада Бабаи Саммаси является местом посещения многочисленных паломников.

 

Зиярат Амира КулалиХаджа Саййид Амир Кулал Бухари по прозвищу Калон («Великий»)

Хаджа Саййид Амир Кулал родился в 1287 г. в селении Сухор близ Бухары (ныне – Каганский район Бухарской области). Он занимался гончарным ремеслом, и его считали патроном всех гончаров Центральной Азии.

Кулал («гончар», «горшечник») — один из духовных авторитетов, шейх суфийской школы Хаджаган, шестой в цепи духовной преемственности силсила этой школы. Шейх Саййид Амир Кулал в соответствии с традицией Хаджаган имел четырех заместителей (халифá) и 114 последователей.

В юности Амир Кулал увлекался борьбой и проводил время в состязаниях. В это время его заметил известный шейх Мухаммад Бабаи Саммаси. Амир Кулал стал его учеником (муридом), а впоследствии и четвертым заместителем. Шейх Бабаи Саммаси доверил Амиру Кулалу воспитание своего «духовного сына» Бахааддина Накшбанда.

Зиярат Амира КулалиХаджа Саййид Амир Кулал познакомил Бахааддина с правилами и понятиями мистического пути Хаджаган, способами проговаривания зикра и традициями духовной преемственности.

Согласно различным источникам, шейх Сайид Амир Кулал являлся первым пиром великого правителя Амира Темура. Они встречались в 1363 г.

Хаджа Саййид Амир Кулал являлся духовным наставником знаменитых шейхов Мавлана Ариф Диггираний, Хаджа Бахааддина Нақшбанда, Хаджа Жамола Деҳаи, шейха Шамсуддина Кулала, Хаджа Дарзуний, Мавлоно Жамолиддина Кеший.

У шейха Амира Кулала было четыре сына: Сайид Амир Бурхан, Сайид Амир Хамза, Сайид Амир Шоҳ, Сайид Амир Умар, которые также были известными суфиями и продолжателями традиции тариката Хаджаган.

Имея большое количество последователей, шейх часто проводил время в беседах и наставлениях. Согласно преданию, Хаджа Саййид Амир Кулал обращал особое внимание на недопущение мелких проступков, предостерегая от них своих учеников и приводя слова Пророка Мухаммада о том, что даже мелкие грехи, совершаемые людьми ежедневно, имеют обыкновение превращаться в грехи большие и приводят в ад.

Шейх Амир Кулал скончался в 1372 г. Его могила расположена в нынешнем хозяйстве «Янги хаёт» Каганского района Бухарской области. В настоящее время этот комплекс, состоящий из мавзолея, пятничной мечети, минарета, колодца и большого сада, реставрирован и является местом посещения.

(Продолжение следует.)

Роберт Альмеев, кандидат исторических наук,
генеральный директор Бухарского
государственного архитектурно-художественного музея-заповедника



Контактная информация

Об издательстве

Условия копирования

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2022 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.