Во второй половине XIX века Уфа превращается в крупный центр российской уммы. Численность мусульманского населения города стабильно увеличивается: в 1864 г. — 873 чел., в 1886 г. — 2.193 чел., 1897 г. — в 5.884, в 1913 г. — 19.527. Первое медресе в г. Уфе («Усмания») во главе с бывшим шакирдом Мачкары Хайруллой Усмановым появляется в 1887 г., в
Лидером последнего стала Марьям-бике — дочь известного фабриканта Тимербулата—хаджи Курамшевича Акчурина
Марьям окончила Казанскую женскую гимназию, что также стало обычным для зажиточного среднего класса у татар. Марьям вышла замуж за сына муфтия Мухаммедьяра Султанова, Арслан(г)али
О помощи Марьям-бике в деле развития мусульманской учености в России Риза Фахреддин приводит такой факт: «Летом 1313/1895 года в Уфу приехал один из известных мединских ученых и хадисоведов, Саййид ‘Али Мухаммад бин ‘Али ал-Витри, он вместе со своей супругой остановился в доме у Марьямбике ханум и гостил у нее целый месяц. Для дорогих и почетных гостей она выделила один из домов, которые находились один напротив другого в ее саду, другой же дом служил аудиторией для тех, кто приходил заниматься хадисоведением под руководством мединского ученого... Я сам видел, как Саййид выдавал ученикам иджазы (свидетельства, разрешения) на чтение некоторых хизб», то есть частей Корана. Саййид Мухаммад ‘Али бин Захир ал-Витри ал-Хусайни ал-Ханафи ан-Накшбанди ал-Кадири аш-Шазили ал-Мадани, более известный как Мухаммад ‘Али бин Захир ал-Витри (1845 — 1904) был суфийским шейхом тарикатов Накшбандийа, Шазилийа, Кадирийа. Его мюридами считаются великий шейх Зайнулла Расули, а также крупнейший алим Дагестана Сайфулла Башларов.
У супругов не было детей, и постепенно общественной деятельностью занялась и Марьям-ханум. Значительные суммы супруги отдали на строительство медресе «Галия», помогали в его обустройстве. Как гласный городской думы Арслан-Али Султанов предложил учредить стипендии для показывающих отличные успехи в учёбе гимназистов из малообеспеченных семей. В качестве приданого отец Марьям-ханум подарил ей два дома — дом № 1 по ул. Спасской (ныне ул. Новомостовая) и дом № 10 по Вознесенской (ныне ул. Тукаева). Именно они стали основой для инфраструктуры мусульманского женского образования Уфы.
В 1907 г. было создано Уфимское Мусульманское Дамское общество. Устав общества был зарегистрирован 12 декабря 1907 г., целями были определены «культурно-просветительные, нравственно-воспитательные и трудо-вспомогательные». Учредительницы: Марьям Тимирбулатовна Султанова, Софья Мухаммедьяровна и Зюлейха Мухаммедьяровна Султановы (невестка и дочери муфтия ОМДС М. Султанова), Суфия Сеитгареевна Джантюрина, жена генерал-майора Махи-Парваз Султановна Шейхали(ева), потомственная дворянка Фатима Мухамедьяровна Басимова, Гайша Сейд-Аскаровна Камалетдинова. Марьям Султанова стала его первым председателем.
В 1913 г. в доме М. Султановой был открыт приют для 25 девочек-сирот. Риза Фахреддин писал: «в Уфе для брошенных, бродивших по улицам города и лишенных какого-либо присмотра девочек она основала приют и назначила туда воспитательниц и преподавательниц. Все расходы, связанные с проживанием и обучением девочек (в приюте проживали и обучались около двадцати воспитанниц), Марьямбике полностью взяла на себя. Помимо чтения и письма девочек обучали русскому языку и разным рукодельным ремеслам. Наиболее подготовленных Марьямбике устраивала на работу; таким образом, эта благодетельная представительница прекрасного пола спасла от пучины позора и незавидной судьбы многих молодых девушек».
В целом в функционировавших в Уфе школах общества в
В 1912 году Марьямбике вместе со своим братом Хасаном Акчуриным совершила хадж. В
В конце позапрошлого века две Акчурины: Зухра и Марьям сыграли ключевую роль в развитии мусульманского просвещения в Крыму и Приуралье. В эти годы несколько мусульманских фамилий, ведущих начало еще со времён тюркских ханств (Акчурины, Шакуловы, Яушевы), вместе с новыми родами мусульманской буржуазии и имамов сумели создать инфраструктуру современного мусульманского образования, литературу на родном языке, органы печати, благотворительные общества, общественные и политические организации. И всегда рядом с выдающимися мужчинами стояли выдающиеся женщины. Сможем ли мы повторить их пример или останемся только памятниками и следами прошлого?
www.idmedina.ru