Издательский дом Медина Официальный сайт
Поиск rss Написать нам

Новости партнеров:

Медина аль-Ислам № 1-2 (169-170) /Январь-Февраль 2015/ Мухаммада, как Пророка, ждали многие — прежде всего «люди Книги»
10.04.2016

Фильм известного иранского режиссера Маджида Маджиди «Мухаммад — Посланник Всевышнего» впервые был показан российской публике в субботу 6 февраля в московском кинотеатре «Октябрь», где обычно проходят самые крупные и престижные кинопоказы. Открыли премьеру вступительные краткие речи Посла Ирана Мехди Санаи, главы Союза кинематографистов Никиты Михалкова и самого автора. Очевидно, что все было направлено на то, чтобы новое кино прозвучало в России солидно и с высокой поддержкой. Ясно, что в этом выражаются вышедшие на новый уровень отношения между Россией и Ираном, сближение творческой интеллигенции. Но все-таки самым главным было не это.

В центре замысла — духовная работа, стремление показать средствами кино, как самого массового и самого востребованного миллионами зрителей вида искусства: кто такой Пророк ислама? Быть может, пока не вышли еще две задуманные серии, рано подводить итоги. Но, тем не менее, фильм взволновал многих, им интересуются все, от углубленных в свою традицию мусульман до нейтральных наблюдателей и явных противников. А следующие серии будут сняты еще нескоро. Ведь и эта лента снималась семь лет. Так что сейчас вполне уместно — и даже очень актуально! — обсудить эту первую часть трилогии о Пророке. Такого ранее в кино не было: показано время перед рождением, само рождение и первые восемь лет жизни будущего Пророка. В чем же здесь оригинальность? И есть ли особый духовный замысел?

Скажу прямо: своим фильмом Маджиди неожиданно открыл нам новый образ Пророка! Точнее говоря, многие ученые знали и писали об этом, но вот в массовом сознании, в широкой проповеди с минбаров это почти не звучит. А люди западных неисламских культур про это вообще не знают, для них это просто сенсация, новшество и откровение. Что именно?

Вспомним: в последние десятилетия многие мыслители, ученые уммы, в стремлении возродить мусульманскую цивилизацию подчеркивают в пророке Мухаммаде те черты его характера и особенности личности, которые привели к созданию крупнейшей в мире религиозной общины, мощных и многообразных государств (от Халифата до современных исламских королевств и республик), говорят о нем как о социальном лидере, законодателе, строителе государства. Одним словом, на первом месте стоят Социум и Закон, проблемы Управления обществом. Такой акцент обусловлен склонностью к тому, что великий французский исламовед Анри Корбен назвал «социализацией» религии — склонностью к чисто внешнему «социальному» пониманию религиозности, которое буквой заслоняет дух.

Режиссер Маджиди посвятил целых три часа своей киноленты иному: сначала нерожденному младенцу, точнее — его окружению, затем его детству. Он показал то, как люди накануне его рождения жили в предчувствии и ожидании, жажде прихода Пророка единобожия. Это широкий фокус.

В него попали иудеи, «ахль аль-Китаб», «люди Писания», среди которых были искренние души, узнавшие, опознавшие Мухаммада в качестве желанного и давно предсказанного Писаниями Пророка. Но были и те, кто не пожелали слышать о нем и в дальнейшем даже противились, сражались против него и его последователей. Эти сцены, где показан внутренний мир иуде­ев VII века нашей эры, спорящих о признаках Пришествия, о Машиах (Мессии), о пророках — очень живые. Они будут «открытием» как для многих наших современников-иуде­ев, так и для многих мусульман и христиан.

Второй фокус внимания — мир христиан того времени. Очень трогательный в целом образ Мухаммада как новорожденного, затем мальчика — конечно же, зрительно напоминает и древние, и современные образы христианской иконописи и живописи. Так, буквально в ренессансном католическом ключе показано само Рождество: склоненные женские фигуры над сияющим светом Младенцем. Тот, кто привык к европейским музеям — узнает знакомое. А как же иначе? Ведь само искусство кинематографа появилось и выросло из зерен европейской живописи. Если там изображение — застывшее, то в кино оно — двигается. Но вспомнить о культуре христиан стоит не только из-за художественных форм. Важнее суть. А она в фильме Маджиди тщательно выявлена: арабского подростка встречает в храме христианский священник и буквально экзаменует, присматривается к его реакциям на разные жизненные ситуации. И вдруг обнаруживает — да ведь мальчик-то говорит языком древних пророков Израиля!

Он чувствует мир, его красоту, слезы и боль так же, как Муса (Моисей), или как Иса (Иисус), он на память знает афоризмы Священного Писания. И священник преисполнен радости: в подростке-арабе он признал ожидаемого «по Писаниям» Пророка!

Как важны эти сцены, показанные Маджиди! И для христиан, и для мусульман.

Но есть еще и третий фокус. Сугубо арабский, внутренний, так сказать. Обратите внимание: о древней истории Каабы мальчику рассказывают его родственники, служащие при святыне. Они подчеркивают, что сам Ибрахим (Авраам) основал это место богопоклонения, но со временем многие племена забыли о призыве Ибрахима к Единому Богу и используют Каабу для поклонения архаичным «богам», придают Единому «сотоварищей». Эти сцены очень точные и тонкие по смыслу. Они показывают, что мышление будущего Пророка сформировалось не на пустом месте, что ко встрече с Джабраилом сознание и душа Мухаммада были пропитаны ханифизмом — доисламским аравийским единобожием, не идентичным иудаизму и христианству, но родственным с ними.

В фильме очень много образов этнографии, мы — благодаря огромному труду иранских кинематографистов — буквально живем в Аравии VII века. В фильме много исторических реалий: недаром большая часть средств этого дорогостоящего фильма ушла на строительство постоянно действующего теперь близ Тегерана «аравийского городка» — для будущих съемок других фильмов. Ценно, что показаны реалии жизни в поисках воды и тени — современному человеку даже невозможно представить, как бы сам он там выжил, в таких природных условиях. Ценно, что можно «на себя примерить» языческие обычаи и ритуалы, в которых страх и ужас, бесчеловечность преобладают над чистым поклонением Богу (ибадат), которое дал ислам.

Да, все эти историко-природные и религиоведческие аспекты важны. Но в центре фильма все-таки иное. Это сердечное переживание, радость от встречи с таким чудесным явлением, каковым стал для человечества пророк Мухаммад, лучший из людей. Во время фильма мы плачем и ужасаемся, сострадаем и гневаемся, сочувствуем и молимся. Кстати, я видел, как нередко слезы были на глазах у сидевшего рядом со мною Никиты Михалкова, как живо он переживал сцены тавафа — обхода вокруг Каа­бы. Наконец, как он был восхищен теми речениями из Писаний, из Корана, которыми завершается кинолента!

Конечно, по многим вопросам толкования тех или иных сюжетов, персон и реалий VII века люди будут спорить. В конце концов, мы все понимаем, что самая ранняя часть жизни Пророка, первые страницы сиры (жизнеописания Пророка, основанные на исламских преданиях) крайне скудны. Их логично дополняют познания из библеистики, сравнительного религиоведения и других наук. Но все это могут быть лишь споры о мелочах. Суть же схвачена режиссером Маджиди — а это самое дорогое!

И потому как жаль наших братьев и сестер из Саудовской Аравии и Египта, где этот фильм запрещен к показу! Парадоксально: в целом так мало лент про Пророка в форме художественного кино, а весь мир, в том числе арабский, переполнен голливудской продукцией, глобализированной и, как правило, далекой от религии, а все чаще и вообще от морали и высших ценностей. В самих странах, где введен запрет, нет национального и тем более национально-религиозного кино. И там кто-то наивно полагает, что молодежь таким образом «ограждена от харама». Но, извините, реальность такова, что современные цифровые техники, интернет преодолевают все подобные «запреты для кинотеатров и официальных телеканалов» и спокойненько распространяют свое медиа-влияние на сотни миллионов пользователей во всем мире. А по факту получаем: внешний запрет на фоне интернет-поглощения и почти полное отсутствие художественного кино о Пророке в доступном кинематографе!

Но вернусь к московской премьере. Она стала событием. Многозначным: ведь как важно мусульманам, наконец-то, более зримо представлять себе мир, условия жизни и самого Пророка! Как важно всем нам осознать Пророка в контексте иудейских и христианских пророчеств и ожиданий! Как важно всем, независимо от веры и нации, сделать вывод личный, для самого себя: что же такое религия этого Мухаммада, араба далеких времен? Имеет ли он отношение ко мне? Трогает ли мою душу? Может ли его опыт быть не просто «историческим фактом» — но обогатить меня лично?

Поздравляю всех нас с появлением такого фильма! Пророк стал ближе. Понятнее. Сердечнее. И последнее: вспомните сцены, где он лечит свою маму, как она приводит и оставляет его на могиле отца, как он делится финиками с ровесниками-детьми...

Я говорил сейчас об аспектах и доводах разума — но фильм ценен в первую очередь тем, что берет за душу, трогает сердце. Не правда ли?

Дамир МУХЕТДИНОВ,

 

ответственный секретарь Международного мусульманского форума



МЕДИНА АЛЬ-ИСЛАМ

Медина аль-Ислам
Газета мусульман Евразии

МИНБАР ИСЛАМА

Ислам Минбаре
Трибуна ислама —
Всероссийская газета мусульман

АЛЬ-МИНБАР

Аль-Минбар

ИСЛАМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ислам в Российской Федерации

Серия энциклопедических словарей

ЖУРНАЛ «МИНАРЕТ ИСЛАМА»

Минарет

Ежеквартальный евразийский журнал мусульманской общественной мысли

ИСЛАМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ДРУГИЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Ислам: Ежегодный официальный журнал Духовного управления мусульман Российской Федерации
Фаизхановские чтения
Мавлид ан-Набий
Форумы российских мусульман
 
Рамазановские чтения
Фахретдиновские чтения
Хадж российских мусульман
Современные проблемы и перспективы исламоведения и тюркологии
Ислам на Нижегородчине
Миграция и антропоток  на евразийском пространстве
КНИЖНЫЕ НОВИНКИ:
  • Вера и добродетель. Книга II из цикла «Проповеди» /И. А. Зарипов/
  • Коранический гуманизм. Толерантно-плюлистические установки /Ибрагим, Тауфик Камель/
  • История Корана и его сводов /Муса Бигиев/
  • Пустыня внемлет Богу: хрестоматия /сост. М. И. Синельников/
  • Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 1(2016)
ХАНАФИТСКОЕ НАСЛЕДИЕ
В Вашем браузере не установлен компонент Adobe Flash Player, поэтому Вы не можете увидеть отображаемую здесь информацию.

Чтобы уставновить Adobe Flash Player перейдите по этой ссылке
НАШИ УСПЕХИ

ИД «Медина» награжден почетной грамотой за активную книгоиздательскую деятельность

Реклама

Информационные партнеры

www.dumrf.ru | Мусульмане России Ислам в Российской Федерации islamsng.com www.miu.su | Московский исламский институт
При использовании материалов ссылка на сайт www.idmedina.ru обязательна
© 2009 Издательский дом «Медина»
закрыть

Уважаемые читатели!

В связи с плановыми техническими работами наш сайт будет недоступен с 16:00 20 мая до 16:00 21 мая. Приносим свои извинения за временные неудобства.